Сотни людей, с которыми мне довелось познакомиться, общаться, жить и послушаться в разных уголках Валаама, воспринимают послушание именно под этим углом зрения. Поэтому возымею дерзновение писать не только под призмой своего внутреннего видения, но и от имени гостей монастыря – трудников Водопроводного дома.
Однако наступает момент, когда приходит прозрение, что то, или иное пристрастие, привычка, прямо или косвенно оказывает губительное влияние на твою жизнь: скандалы или непонимание в семье, разводы, недопонимание между детьми и родителями вплоть до полного прекращения общения, раздел наследства, который создает порой очень большую пропасть между близкими родственниками, – список таких ситуаций тоже внушителен; каждый проходит свое горнило. В определенное время к людям, которые встают на путь православия, приходит осознание, жизнь потихонечку проходит, но что-то происходит не так.
Дальше начинается поиск причин происходящего и возможностей исправить себя, свой внутренний мир, свое отношение к ближнему. Конечно, один из самых прочных путей – это путь веры, но зачастую возникает недоумение: все делаю правильно (читаю все молитвенные утренние и вечерние правила, хожу на богослужения, ставлю свечи в храме и пр.), но ничего внутри не меняется.
Иногда бывает и так: всё понимаю, признаю, но поделать ничего не могу – не вижу путь. Вдруг приходит понимание, но уже другое, – надо ехать в монастырь, потрудиться во Славу Божию. И вот теперь человеку никак не обойти это слово послушание, а точнее, заложенный в нём смысл.
В интернете довольно много написано про послушание, и плохого, и хорошего. Как же работает и какую пользу оно приносит внутреннему миру человека?
По приезде в Валаамский монастырь Служба благочиния определяет, где трудник будет послушаться во Славу Божию. Иногда происходит так, что человек владеет какой-то профессией, например, фотографа, но в данное время руки трудника больше необходимы на послушании помощника повара или овощечиста.
Поначалу бывает трудно не физически, а морально: почему я, фотограф с 15-тилетним стажем, мою посуду или баки? Свое негодование, которое порой переходит во внутренние брани (внутреннее противоборство), ты не высказываешь кому-то, оно так и остается в виде прилога (греховного уловления) в мыслях. Затем смиряешься и уже просто несешь свое послушание без ропота, скорбей; улучшается настроение, хотя какое-то время назад преобладало уныние.
Несомненно, очень помогает то, что всякое дело начинается и заканчивается молитвой, а во время послушания читаешь про себя Иисусову молитву. Иногда бывает и так, что рядом с тобой послушается кто-то из насельников монастыря, и уже видишь, что тот, кто поет в братском хоре или несет послушание в Службе благочиния, чистит рядом с тобой рыбу, и уже по-другому начинаешь относиться и к своему труду, с пониманием, что он тоже важен, а о том, что хотел быть фотографом, уже совсем забыл.
Иногда на послушании начинаешь относиться со вниманием к себе (т.е. обращать внимание на свой внутренний мир) – в миру это называется искать причинно-следственные связи своих поступков, анализировать свои действия, слова.
Хочется отметить интересное наблюдение, сделанное мной за последние годы: православные, стараются в той или иной мере соблюдать 10 заповедей Ветхого Завета – у кого-то это получается лучше, у кого-то не очень. Про себя я тоже не могу сказать, что в моем внутреннем мире все идеально, да и вряд ли есть такой человек, который сможет это утверждать.
«…Кто осмелится считать себя без греха, тот виновен будет в пороке хулы и гордости, если будет присвоять себе равенство в том, что свойственно только одному Иисусу Христу», – Авва Феона.
Третья заповедь Закона Божия гласит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Мне стало интересно, правильно ли я ее понимаю, т.к. в миру мне приходится сталкиваться с одним применением этой заповеди, а в монастыре с другим. Нарушение этой заповеди происходит и вольно, и невольно, особенно когда случаются скандалы, конфликты, или один человек хочет использовать другого в своих интересах, мотивируя тем, что это «Воля Божия».
Расспросив по данной теме некоторых преподавателей Епархиальных курсов религиозного образования имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, я выяснил, что нарушение этой заповеди происходит довольно часто и у многих, но не у тех, кто относится к себе со вниманием. Нарушают, употребляя имя Бога в шутках, анекдотах, в ток-шоу, в телепередачах, мейн-стримах, в электронной переписке, где это не уместно; бывает, что одни манипулируют другими для того, чтобы слова звучали более убедительно в глазах верующего оппонента. От этого становится грустно и немного не по себе.
Совсем иная ситуация в монастыре, по крайней мере, на Валааме, хотя мне думается, что и в других монастырях также: Божие имя употребляется в молитве, при получении благословения или, когда братия дает совет, основанный на Священном Писании или трудах святых отцов.
Те же преподаватели признают, что монастыри - это единственный духовный очаг в современном мире. Сначала мне хотелось возразить, но, вспомнив, сколько сотен тысяч людей ежегодно ездят в русские монастыри, мне пришлось промолчать.
Послушание можно рассматривать с разных сторон: оно приучает к своевременному исполнению того или иного делания, чтению молитвы перед и после каждого дела, чтению Иисусовой молитвы во время самого послушания; влияет на твою размеренность в действиях, приучает к равномерному тону общения, отучает от словоблудия, показывает правильное отношение к соблюдению третьей заповеди, отучает от вспыльчивости, приводит мысли в порядок.
К сожалению, когда мы возвращаемся к себе домой, не всегда и не у всех приобретенные благостные изменения внутреннего мира полностью сохраняются. Впрочем, немаловажен новый навык: мы уже начинаем видеть, понимать, с помощью чего можно достичь того, что получили в монастыре.
Поездка в августе-сентябре нынешнего года для меня была не совсем обычной. Сначала было все как всегда, да и сам быт тот же, но во время послушания в Аптекарском саду при сборе яблок ко мне пришла мысль сделать в городе что-то хорошее - так зародился проект «Валаамские беседы».
В свободное от труда и молитвы время я приходил в Информационный отдел, садился за компьютер и начинал печатать введение, содержание, паспорт проекта, затем уходил на вечернее правило, опять возвращался в отдел и продолжал писать дальше.
Часто замечаю, что люди, которые приезжают в монастырь, абстрагируются от мира. Нельзя сказать, что с ним теряется связь: мы так же звоним домой, иногда по видео-звонку общаемся с родными, - но здесь это все отходит на второй план, так как присутствует понимание, что ты приехал сюда, чтобы искоренить в себе что-то нехорошее, а это невозможно без послушания и молитвы.
***
Первый раз мы сталкиваемся с благословением, когда получаем ответное письмо от Службы благочиния монастыря о том, что можно приехать в монастырь. Второй раз, когда бронируется посадочное место на корабль, который идет до Валаама; и в третий, когда проходим регистрацию в монастыре, нам дают благословение на то или иное послушание. Дальнейшее наше пребывание на острове, связанное с изменением места послушания и проживания, происходит тоже по благословению. И покидаем обитель мы по благословению.
В монастыре благословение имеет особое значение, без которого ничего не происходит.
Прошедшим летом на сайте Валаамского монастыря на эту тему выходила статья «В монастыре все делается по благословению», с которой можно ознакомиться, пройдя по ссылке /publishing/515455/
Что же значит благословение для православного человека? Ответ на этот вопрос очень четко сформулировали Оптинские старцы:
«Весьма приятно то Богу, что делается с благословением, поэтому и мы с вами будем так жить, чтоб каждая ступенечка наша была благословенной», - преподобный Антоний Оптинский.
«Не благословясь, ничего не следует делать. Если мирские люди в делах более или менее важных спрашивают совета у людей более опытных, то тем более инок должен пребывать в послушании», - преподобный Варсонофий Оптинский.
«Нужно умудряться: иногда по-видимому покажется дело добро, но сделанное без благословения зло бывает, ко вреду и смущению душевному послужит», - преподобный Лев Оптинский.
Можно по-разному относиться к высказываниям святых отцов, но пока мы сами будем проверять, применим ли этот опыт к нам, наша жизнь будет постепенно уходить.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472919