Трудами братии: "Восстановление традиций иконописной школы Валаама"

Валаамский иконописец Алипий: икона не "штамп", она неповторима
14.04.2018 Олег Горновский, Александр Веригин  4 257

На Валааме начали возрождать иконопись, которая в тяжелые для нашей страны времена прекратила свое существование. Отрадно, что сейчас она возрождается.
На Валааме начали возрождать иконопись, которая в тяжелые для нашей страны времена прекратила свое существование. Отрадно, что сейчас она возрождается.
Тонкое схематичное письмо, четкие детали, яркие краски, много зеленого и обязательно золотой фон. Так выглядят иконы валаамской школы. В середине XIX века инок Алексей Константинов, а впоследствии иеромонах Алипий — сторонник византийских традиций иконописи — именно так стал расписывать валаамские храмы и иконы для них.

«Маленький, тщедушный: волны золотистых волос на голове шапкой стоят, и никаким гребнем не разберешь их; грустные добрые глаза; бледное, кажущееся измученным лицо», - так описывал Алипия писатель и путешественник Василий Немирович-Данченко. Перед тем, как уйти в монастырь, Алексей окончил Императорскую академию художеств и получил за композиции на темы евангельских историй малую поощрительную медаль.

Валаамский иконописец Алипий: икона не "штамп", она неповторима

Алипий стал ведущим Валаамским иконописцем и даже заслужил неофициальное прозвище Валаамский Рафаэль. Он писал иконы в глубокой молитве и хранении чистоты помыслов, оставаясь при этом смиренным, скромным, никогда не отказываясь от других послушаний. Рассказывали, что каждую икону или стенопись он долго и благоговейно обдумывал, никогда не начинал писать, пока не чувствовал действия благодати Божией.

Иеромонах Алипий скончался в 1901-м году 50-ти лет от рождения и похоронен на Валааме. Почти до середины 20-го века его традиции продолжали два десятка иконописцев. В годы Зимней войны, когда монахи уехали с острова и обосновались в Финляндии — на Новом Валааме, они увезли с собой большинство икон и картин, созданных иеромонахом Алипием. Тогда казалось, что для России валаамское письмо утрачено навсегда.

Но, к счастью, только казалось. Сегодня в отреставрированных и новых храмах монастыря можно увидеть работы мастеров возрожденной валаамской школы.

***
Под завывание вьюги за окном, в окружении десятков баночек, блюдец и коробочек с красками сегодня монах Алипий пишет икону. И кажется, ничто уже не может его отвлечь. Он словно в другом, ему одному ведомом, мире.

«Утром проснулся, помолился и к мольберту. Ну и читаешь Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» и читаешь молитву, и пишешь, пишешь», - рассказывает нам монах Алипий (Оборотов).

— Самое главное — это молитва, которая сопровождает человека в любом занятии, а особенно в таком деле, как написание икон. Одна из главных сложностей в том, что ты передаешь образ не с натуры, а из своего сердца. Он выглядит так, как его представляет твоя душа. Ты переносишь на доску всю любовь и все благолепие, почерпнутые в молитве. Поэтому перед тем, как приступить к работе, мы всегда молимся.

Рождение иконы

Иконописцы Валаамского монастыря — четверо монахов — работают над убранством одного из монастырских храмов. Его сейчас реставрируют. Нужно создать новый иконостас, написать другие храмовые иконы. Работы много. Поэтому свет в мастерской горит допоздна. Свежие образа уже сияют золотом. Это одно из Валаамских правил — писать лики на золотом фоне. Именно так выглядят все старые монастырские иконы.

Татьяна Бердяева, директор музея Спасо-Преображенского Валаамского монастыря: «В этом была ещё необходимость, потому что в валаамских храмах, где освещения яркого не было. Эти лики как бы выходили на первый план - они были подсвечены золотом и нимбами. Также присутствовал и зелёный фон - это была традиция Валаама».

Ее основателем считают иеромонаха Алипия. В 19-м веке он был ведущим иконописцем. Украсил многие храмы монастыря росписями, написал множество икон, создав особый «валаамский стиль», близкий каноническому письму Византии: с некоторыми условностями, схематичностью, без лишних деталей, но обязательно ярких цветов и четко выписанными.

Все эти правила строго соблюдают и сейчас. Иконы пишут темперой — натуральной природной краской. Как и много веков назад, ее растирают, смешивают с яичным желтком и белым вином. Такая икона не выгорит на солнце и не потускнеет от времени. Проверено древними мастерами.

«Писать икону, как древние иконописцы, как Андрей Рублев, как Феофан Грек, как Алипий Киево-Печерский. Вот это так надо писать, это те времена, когда был расцвет не только монашества, но и иконописного творчества», - продолжает рассказ монах Алипий (Оборотов), иконописец.

Наверное, поэтому росписи центрального Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря смогли пережить десятилетия разрухи. И даже в 90-х, еще до реставрации храма, поражали своим великолепием.

Дух иконы. Продолжение традиций

Татьяна Бердяева, директор музея Спасо-Преображенского Валаамского монастыря: «72 картины из Священного Писания. 130 ликов святых запечатлено на стенах верхнего храма Спасо-Преображенского собора. Это сюжеты из Евангелия, все двунадесятые праздники здесь можно рассмотреть и изучить Евангелие по ним».

Возможно, именно за свое трудолюбие и трепетное отношение к делу иеромонах Алипий старого Валаама получил великую награду, о какой мечтает каждый иконописец: он написал образ Богородицы, который впоследствии был признан чудотворным. Валаамская икона Божией Матери — символ монашеской обители, одна из любимых и почитаемых в России икон. Она покинула пределы страны во время Зимней войны, когда монахи оставили остров. Как и множество других икон и картин, написанных иеромонахом Алипием, сейчас находится в Финляндии на Новом Валааме.

Духовная связь между двумя обителями не прервалась. Как только на старом Валааме возобновилась монашеская жизнь, сюда стали прибывать и иконописцы. И вот уже отреставрированные храмы украшают росписи и иконы, схожие с теми, что полтора века назад писал Валаамский Рафаэль — иеромонах Алипий. Теперь их тонкой кисточкой, под завывание вьюги за окном аккуратно выводит другой мастер, но тоже Алипий.


Авторы: Олег Горновский, Александр Веригин — Вести-Карелия, остров Валаам

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414132

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-2°
сегодня в 12:44
Ветер
2.2 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
755.4 мм рт. ст.
Влажность
78%