Очень часто для людей, посетивших Валаам в качестве туриста, паломника, гостя вообще, остаётся загадкой — кто все эти люди? В поле, в саду, в грязной одежде. И где монахи? Почему их не видно? Почему стену штукатурят не люди в подряснике, а люди в спецовках? Это скучные обычные вопросы туристов.
Но и для тех, кто работает на Валааме недели две-три, а то и год-два, многое в обители остаётся тайной. Так и должно быть. В глубины монастырской жизни погружаться надо неторопливо и без претензий. На это не у всех есть время и терпение. Но если вы едете на Валаам волонтёром, то кое-что узнать заранее не повредит.
Первое. Валаамский монастырь - большой! Просторный и многосложный. Глубокий, как кроличья нора. Он не такой, каким его описывают недруги, он не такой, каким его описывает И. С. Шмелёв, он даже не такой, каким его показывают в современном документальном (будто бы) кино. Валаамский монастырь - необыкновенный, самобытный, многолюдный, отражающий человеческую жизнь вообще и в частности, как капля воды отражает весь мир. Но это - на поверхности. Глубины же - неисчерпаемы.
Для того, чтобы топились печи, выпекался хлеб и просфоры, мелись дорожки и вывозился мусор, вовремя бил колокол и стройно пел хор, в монастыре издревле каждый занимался своим делом — послушанием.
В современном Валаамском монастыре есть гараж, флот, продуктовая служба (келарская), паломническая служба, шесть гостиниц, общежития для трудниц и для трудников, для волонтёров, для сотрудников тех же самых служб, три трапезных, ризница, швейная мастерская, пекарня, свечной завод, столярная мастерская, кузница, склады, хранилища, фруктовые сады, теплицы, ферма, рыбное хозяйство, котельная, музей и много ещё чего есть! Каждую монастырскую службу кто-то да возглавляет. Чаще всего опытный и проверенный монах или послушник. У каждой службы есть свои цели и задачи, свои пути решения текущих вопросов, свой «креатив» или полное и категорическое его отсутствие. В одной и той же службе могут трудиться наравне монах, трудник и наёмный рабочий.
Так было уже в истории Валаама. Трогательная старинная надпись «Трудами братии Валаамского монастыря» часто заслоняет собой огромный коллектив из монахов и крестьян различных губерний. В течение всего 19 века люди ехали на остров ради спасения души, ради молитвы, заработать копеечку и перебороть запой. Эти же люди строили дороги и храмы, ловили рыбу, делали кирпич, стлали полы, клали печи, писали иконы. Ничего не изменилось! Всё тоже! Кроме женщин.
Второе. Трудиться в монастыре, не ожидая денежного вознаграждения — это традиция. Кто-то имеет возможность и дарит монастырю золотые облачения, баржу с зерном, упаковку носков или электрический чайник. Кто-то дарит дни своей жизни, свои силы, здоровье, мастерство. Это осознанный дар, это добровольная жертва. И если сердце твоё не желает этого, то не о чем и говорить.
Работая в монастыре, очень часто приходится слышать и употреблять несколько устойчивых выражений. В них надо сразу разобраться.
«Во славу Божью» — это не «за бесплатно», не за еду, не за крышу над головой. Это за Любовь. Это показатель качества и ответственности. Зарплата не отменяет Божественного вознаграждения. Как «бесплатность» ничего не гарантирует!
На Валааме — так уж сложилось традиционно — всех наёмных рабочих так и называют «рабочие». Отсюда «Рабочая трапезная», где в меню есть сосиска, сарделька, тушёнка и котлета из мяса. Бывает гуляш! Ни в одной другой трапезной на Валааме такого больше нет.
Трудник — наше родное устаревшее слово, означающее работник, трудяга, труженик, — но в современных монастырях означает именно то, что человек материального воздаяния за свой труд не получает.
Стремящихся в братию мужчин, именуют трудниками наравне с теми, кто приехал на пару недель в свой отпуск помолиться и потрудиться в святом месте.
Между паломником и трудником сейчас проходит чёткая грань. Паломник — молится, спит, ест и ходит на экскурсии, редко задерживаясь на Валааме больше, чем на три дня.
Волонтёр — слово красивое, европейское. Переводится как «доброволец». Значение этого слова понятно иностранцам и людям, незнакомым с церковно-приходским сленгом.
Таким образом, мы подошли к очень важному, часто задаваемому вопросу: чем отличается волонтёр от трудника. Ответ: ничем. Но!
Третье. О том, как на Валааме появились волонтёры, отец Ефрем (Мухин) — эконом монастыря — рассказывает часто в интервью. Этот рассказ — расширенный и дополненный — опубликован на сайте volonter.valaam.ru. в главе «Наша история». Отличие волонтёров от трудников не бросается в глаза, но оно есть. В анкете, которую заполняет волонтёр, нет вопроса о религиозных убеждениях. Волонтёров не привлекают к общему молитвенному правилу. Мужчины и женщины пьют чай и едят пироги за одним столом, работают в одном поле, хором поют у костра. Именно это привлекает в программу «Волонтёром на остров Валаам» людей разных национальностей и религиозных убеждений. В наше время, кроме католиков, мусульман и аюрведистов, можно много кого встретить. И разные люди с большим удовольствием пропалывают свеклу на своей родной планете ради общения и свежего воздуха. Что странно, конечно, но не очень!
По примеру программы «Волонтёром на остров Валаам» в 2010 году появилась программа «Жемчужина Ладоги». Со своими целями и задачами, во главе с иноком Дмитрием (Гераскиным). Первые «Жемчужины» собирали мусор по берегам озера, по туристическим тропам, помогали на свалке. Жили в палатках, готовили на костре. Через некоторое время цели и задачи программы изменились, сменился и начальник — на данный момент программу возглавляет монах Валентин (Манякин). «Жемчужины» высаживают цветы на клумбах около Царской часовни, поддерживают цветники на Свято-Владимирском скиту, сортируют мусор.
Несмотря на многообразие работ, на разность в расписании заездов и внутренней организации жизни волонтёров, роднит эти две программы сам Валаамский монастырь и отсутствие вопроса о ваших религиозных убеждениях.
Четвёртое. В наши дни Валаам посещают самые разные люди. Журналисты, которые о Валааме рассказывают каждый раз что-то своё, чего и нет вовсе. Художники, фотографы, блогеры. Люди добрые и злые, правдивые и лживые, те, у кого сердце чисто и те, у кого в глазу застрял осколок кривого зеркала. И на самом Валааме живут и работают люди очень разные и неожиданные. Многие, оставаясь мирянами, проживают по-монашески всю свою жизнь.
Встречаются люди, которые не очень сильно любят монастырь, верят во что-то своё - видимое и кем-то доказанное, но очень радуются, когда можно скушать что-то монастырское. Если им сразу предложить пирожок с форелью, то можно избежать душевредных и опустошающих разговоров. Это обоснованная рекомендация, проверенная временем. Необыкновенное влияние на организмы агрессивных людей оказывает всё, что производит монах, невидимый глазу приезжего.
Пятое. Чем занимаются монахи? Где они и почему мы их не видим? Эти вопросы задают все люди, заглянувшие в Валаамский монастырь мимоходом. Начать перечислять те места, где прячутся монахи от фотоаппаратов и любопытных мирян, можно с самых монашеских послушаний: производство церковных свечей (ароматных, красных к Пасхе, зелёных к Троице), выпекание просфор и хлеба, изготовление сыра, уход за коровами. Монахи чистят овощи, работают в теплице, в саду, в гараже, в мастерских, в библиотеке.
Большое, красивое и тяжёлое послушание – клирос – это отдельный целый мир, как и трапезная! И очень часто братия, поющая или читающая в храме, между службами послушается: сидит за рулём грузовика, замешивает тесто, доит корову. Встретить, обогреть, накормить, проводить, починить, разгрузить. Всё это и многое другое делается в монастыре монахами и послушниками.
Разъясняя, что к чему, нельзя не упомянуть о самом важном послушании, очевидном и таинственном одновременно. На Валааме ежедневно служится Литургия, не редко одновременно на нескольких престолах. Днём – молебен. Вечером – каноны или бдение и всегда - многочасовая исповедь. И если кающийся грешник может, заскучав и притомившись, пренебречь таинством, то иеромонах остаётся до самого последнего посетителя. Иеромонах, дьякон, певчий, алтарник, церковник, звонарь – служат, послушаются, работают.
Шестое. Последнее.
Насколько лучше было дома,- подумала бедная девочка,- там, по крайней мере, человек знал, какого он будет роста через пять минут! А тут!.. То ты большая, то ты маленькая, и всякие мыши и кролики помыкают тобой как хотят! Нет, наверное, зря я полезла в эту кроличью нору. Хотя... хотя... нет, все-таки тут довольно-таки интересная жизнь! Самое интересное - как это все вдруг могло случиться со мной? Ведь раньше, когда я читала сказки, я думала, на самом деде таких вещей никогда не бывает, а тут, пожалуйста, сама попала в самую настоящую сказку!
Как и с Алисой, всё это и с вами обязательно случится на Валааме.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481321