«Вся жизнь Валаамской обители есть светлое и велегласное свидетельство об истинности и подлинном величии смиренных рабов Божиих: основателей монастыря преподобных Сергия и Германа и Собора Валаамских святых. Много веков тому назад они совершали здесь свои подвиги, в безвестности, ведомые единому Богу, они шли путем жертвенной любви, путем умирания ради Христа и братии. И по слову Господа: "Зерно пшенично, аще умрет, мног плод сотворит". Они принесли Богу богатейший урожай чад духовных, и жертвой их любви, жертвой их слез и болезней сердечных, жертвой их постнических потов и кровей мученических доселе живоносно благоухает место сие и таинственно исполняет нас веселия и вдохновенной радости идти тем же путем – путем смиренного плача, покаяния и послушания, даже до смерти»(1).
* * *
Издревле в Святой Православной Церкви существует традиция совершать соборные памяти Святых, объединенных либо по роду служения (Соборы Святых праотец, Всех преподобных, в подвиге просиявших и др.), либо по месту рождения, подвигов и кончины (Собор Всех русских Святых, Собор Московских святых и др.). Такие празднования являются выражением соборного начала нашей Святой Церкви. Призывая соборную молитву Святых, они объединяют и людей, почитающих их.
Древнейшими соборными памятями, установленными в Русской Церкви, стали празднования Киево-Печерским преподобным и Собору Российских чудотворцев, прославленных святителем Макарием в 1547 и 1549 годах. На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 годов было возобновлено торжественное празднование Всем Святым, в земле Российской просиявшим.
С 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установлено общецерковное празднование Собора Валаамских Святых, которое совершается ежегодно в первое воскресенье после Преображения Господня.
Чествуя в этот день память святых угодников Божиих, прославивших своей жизнью не только Бога, но и наш древний монастырь, мы вспоминаем многовековую историю Валаама и духовно укрепляемся, беря пример со святых. Люди, молящиеся сегодня в храмах России, могут даже не предполагать, где находится остров Валаам, но они знают имена прославивших эту обитель подвижников благочестия и душой тянутся к благодатной Валаамской земле.
Валаам с незапамятных времен именуют святым островом. Таким он был в истории древнерусского государства, таким он остается и сегодня, ведь бесчисленный сонм святых просиял «яко многосветлая светила» на нашей Валаамской земле. Какие только эпитеты не давали этому монашескому острову на севере Ладожского озера! Его называли и «Северным Афоном», и «Островом Преображения», и «Обителью русской души». Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл его «Ступенью к Небу», а на рубеже XV – XVI веков Валаам именовался «честною и великою Лавpою».
Одна из версий перевода слова «Валаам» – «Земля света» (от фин. valamo, где valo – свет, maa – земля). С одной стороны, естественного солнечного света, которого на Валааме в среднем на 30 дней больше, чем на материке, с другой – того неизреченного, фаворского света, который не видит глаз, но чувствует сердце каждого приезжающего на остров человека.
Этот фаворский свет пленил сердца первых валаамских иноков – основателей Валаамского монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, прибывших на остров, согласно церковной версии, в X веке. Этот фаворский свет чувствовали великие подвижники: преподобные Арсений Коневский, Александр Свирский и Савватий Соловецкий, жившие на Валааме в средние века, когда монастырь был духовным центром всего севера.
Свет этот горел в сердце великого валаамского миссионера преподобного Германа Аляскинского, отправившегося в конце XVIII века на далекую Аляску и ставшего впоследствии одним из самых почитаемых святых Северной Америки. Горел он и в сердце настоятеля Валаамского монастыря преподобного Назария Валаамского, который перед этим жил в Саровской пустыни плечом к плечу с послушником Прохором – будущим преподобным Серафимом Саровским. Пленил он и сердце монаха Леонида, жившего вместе с учениками преподобного Паисия Величковского на скиту Всех Святых и впоследствии ставшего первым оптинским старцем – преподобным Львом Оптинским, возродившим в России традицию старчества.
Мы каждый день молитвенно поминаем наших святых: преподобного Антипу Валаамского (его любят и почитают своим святым: и на Афоне, и в Молдавии, и в Румынии), преподобного Авраамия Ростовского (крестителя Ростова Великого), преподобных Арсения Коневского и Савватия Соловецкого (основателей древних русских обителей), и многих, многих других подвижников благочестия.
Удивительны пути этих иноков, ушедших от мира в глухие пустынные места острова Валаам. Они основали еще множество других обителей, ставших очагами назидания и утешения для страждущих. Преподобные были миссионерами, осваивавшими пространства России, Америки, Молдавии, Румынии, Финляндии, Марокко и других стран мира, не мечом, а крестом, кротостью и любовью, и теперь вечно предстоят в молитве за нашу землю у престола Божия. Кровью мучеников и преподобномучеников полита наша земля, их молитвами живет ныне Русская Церковь, сохраняя подлинное «единство Духа в союзе мира», ведь православное понимание истории – это исполнение Промысла Божия на земле.
Собор Валаамских святых призывает нас почитать не только известных нам, явленных по сохранившимся скупым материалам монастырской летописи, но и неявленных святых. Теперь, празднуя их память в один день, Православная Церковь воздает каждому равную честь как небесным покровителям. Благодаря вновь появившимся историческим сведениям Собор Валаамских святых постепенно увеличивается, и на сегодняшний день этот список насчитывает 49 угодников Божиих. В Собор Валаамских святых включены ранее канонизированные Русской Православной Церковью, а также местночтимые подвижники благочестия, жизненный путь которых в какой-либо степени был связан с Валаамским монастырем. Большинство святых, имена которых включены в Собор, являются преподобномучениками – святыми мучениками, угодившими Богу в монашеском подвиге.
– Мы знаем, что места для монашеского подвига и дальнейшего строительства храмов без молитвы не выбирались. Но стать святым, приблизиться к Богу человек может в любых условиях, – отмечает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Путь к совершенству можно начать везде – об этом свидетельствует тысячелетний опыт Православной Церкви, которая прославила в лике святых многих царей, патриархов, простых монахов и людей, таких особого рода подвижников, как юродивые, которые не имели ни дома, ни семьи, иногда даже одежды. Мы почитаем мучеников и исповедников Российских, сохранивших верность Христу в нечеловеческих условиях тюрем и лагерей. Не место освящает человека, а человек, стяжавший благодать Божию, освящает место. Сегодня в наших Валаамских святых мы чтим не только небесных покровителей, в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути, и, внимательно всматриваясь в их подвиги и взирая на кончину их жизни, стараемся, с помощью Божией, подражать вере их.
Тропарь святым, глас 3: Днесь обитель Валаамская / на трапезу духовную всех созывает, / совершающе память богоносных отцев, / подвиги иноческими ю украсивших. / Стецемся, вернии, преподобных собор восхвалим / и житию их честному поревнуем, / да причастницы Света Трисолнечнаго явимся, // поюще Отца и Сына, и Духа Святаго во веки.
Кондак святым, глас 7: На горах Валаама, отцы преблаженнии, вселилися есте, / слово евангельское сердцы благими восприимше; / молитвами и слезами, и многими злострадании / усердно Христови сораспялися есте; / сего ради, блистаньми Света Его озаряеми, / светильницы миру явилися есте, велегласно проповедающе, // яко Сын Божий есть воистину Отчее сияние.
Икос: Востанем молящеся, братие, и видим умными очами лики отец наших, иже от лет древних и до ныне на месте сем святем трудолюбно подвизахуся и обитель Валаамскую во славу Преображения Спасова создаша; души же своя благодатию Его во обители Света преобразиша, вся концы земли Русския и дальнешия страны озаряюще и велегласно проповедающе, яко Сын Божий есть воистину Отчее сияние.
* * *
Архив Валаамского монастыря продолжает поиск свидетельств и воспоминаний о подвизавшихся на Валааме монахах. Мы знаем, что в семьях, имевших возможность общения с монастырем и его насельниками, и сейчас живет любовь к Валааму, и не угасает память о его подвижниках. Обращаемся ко всем с просьбой о предоставлении всевозможной информации. Будем благодарны любым копиям и оригиналам различных документов и фотографий, связанных с историей Валаамского монастыря и его насельниками.
(1) – схиигумен Серафим (Покровский), начальник Всехсвятского скита.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481301