Уже много лет таил я в себе сокровенное желание — поехать на святой остров Валаам, где некогда, в юности, проводил время отпуска почти ежегодно, как трудник и как паломник. Но в силу разных обстоятельств никак не мог найти время посетить его снова. Хотя, к слову сказать, жемчужина русского православия — Валаамский монастырь, находится совсем рядом с Петербургом и что, казалось бы, проще: всего сотня с лишним километров, и ты в Приозерске, а там на корабль и по прекрасной Ладоге прямиком в колыбель северного иночества.
Можно, конечно, уплыть туда из Питера, разместиться в монастырской гостинице и быть предоставленным самому себе. Неплохой вариант. Однако для дьякона из Санкт-Петербурга он неприемлем. Хочется большего. Хочется окунуться в монастырский уклад. Напитаться его духом, пожить в числе братии, разделить с ними трапезу, вместе помолиться за богослужением, поговорить о духовном. В конце концов, отдохнуть умом и сердцем от мирской суеты внутри монастырской келии.
Так вот, чтобы получить такой “комплект услуг“ нужно договариваться с Валаамским подворьем, паломнической службой или ещё каким-то образом решать вопрос. Но мне в этом плане повезло больше — нет ничего проще, когда твой настоятель — однокашник по духовной академии и друг скитоначальника Валаама! Отец Гедеон — добрый смиренный иеромонах, глава Никольского скита. По свидетельству нашего настоятеля о. Евгения Палюлина, он уже в те студенческие годы контрастировал своим кротким поведением на их озорном фоне. И не удивительно, что он, окончив СПбДА, пошел по иноческому пути.
Так вот, наступило лето 2018-го. Отправляю семью на месяц к бабушке на море и решаюсь: “Все. Еду на Валаам!”
Звоню о. Евгению: “Батюшка, хотелось бы погостить в Никольском скиту у отца Гедеона, не могли бы вы ему позвонить, договориться?” У отца Евгения в этом плане, как говорится, нет проблем. Через короткое время он мне перезванивает и сообщает, что все в порядке, тебя там ждут, вот тебе мобильный о. Гедеона, детали уточнишь у него.
Дивны дела Твои, Господи!
Надо же, я ещё со стула встать не успел, а вопрос уже решился!
Настает день икс. И вот я мчусь в Приозерск, паркуюсь на монастырском причале и поднимаюсь на монастырский теплоход “Валаам”. Сообщаю капитану, что на имя о. Гедеона зарезервировано одно место, то бишь для меня. Капитан любезно приглашает пройти на корабль.
Три с половиной часа плавания по умеренно волнистой Ладоге провожу за воспоминаниями моих предыдущих визитов на святой остров и перечитываю книгу о старцах, подвизавшихся там.
Вот, наконец, подплываем к острову, где нас в первую очередь приветствует храм святителя Николая — архитектурный шедевр Горностаева, визитная карточка острова. Он открывает фотосессию вдоль живописных берегов монастырской бухты. Абсолютно все пассажиры нашего теплохода, включая меня, принимаются жадно фотографировать.
Такое количество построек вдоль берега чем-то напоминает Афон, только на Афоне стоят целые монастыри, а тут на весь остров один монастырь. Однако природа Валаама, с ее вековыми соснам, куда более величественна.
В сладком предвкушении составляю сценарий своего выхода на берег: обязательный поклон обители прп. Сергия и Германа, подъем к Преображенскому собору, где обязательно нужно поклониться честной раке преподобных, дальше Никольский скит.
Сценарий не меняю, действую согласно ему.
Поднимаясь по крутым ступенькам к центральной монастырской усадьбе, слышу звонок телефона в кармане подрясника. Звонит о. Евгений и восторженными голосом спрашивает в свойственной только ему манере: ”Эээ, Лёшик!” (это я, по старому стилю). Кааак ты там?” Я говорю, что только прибыл, все в порядке, ура, радуюсь. А он говорит: “Мы с о. Анатолием вот тебя вспоминаем, поклон от нас святой обители, шли фотографии (в наше время, думаю, всем понятно, о каких фотографиях речь). Ты сейчас будешь подниматься по 60 ступенькам, которые своими руками сделали валаамские старцы. Эх, рад за тебя!”
Я говорю, что, мол, вот угадали, как раз по ним восхожу. И на всякий случай пересчитал их. И в самом деле 60. А ведь не знал об этом ничего. Надо отметить, что наш настоятель, как никто другой знает остров достаточно подробно, поскольку в студенческие годы работал на нем экскурсоводом.
Захожу в нижний храм, подхожу к раке преподобных, благодарю за приглашение и возможность приехать в обитель. По другому никак, потому что настоящими игуменами и основателями Валаамского монастыря являются они – преподобные Сергий и Герман. Без их ведома ничего тут не происходит. Тому подтверждение — многочисленные свидетельства братии монастыря и прочих людей, живших разное время.
Удивительное дело: у каждого храма есть свой уникальный благоуханный запах. За душу берут теплые воспоминания юных лет, навеянные этим нежным церковным ароматом и видом внутреннего убранства. Ничего за эти годы не поменялось. Та же рака, тот же полумрак и горящие в нем лампадки. Непрерывно, сменяя друг друга, подходят группы туристов. Одна из экскурсоводов рассказывает, что нижний храм более тёмный, и поэтому тут чаще проходят будничные богослужения, которые настраивают молящихся на покаяние. А верхний, более светлый и торжественный, соответствующий праздникам и воскресным дням. Интересно, в этом есть смысл.
Выйдя из центральной усадьбы, устремляюсь в Никольский скит. Идти всего 1.8 км. Иду мимо братского кладбища, это особое место. Считаю, что даже только ради него стоит сюда приехать. Об этом немного позже. Далее концертная площадка у певческого павильона, какие-то новостройки, живописная дорога вдоль водоёмов, совсем новая часовня во имя Всех валаамских святых, выполненная в оригинальном архитектурном стиле из каменной пластушки.
И вот, наконец, деревянные мосты, которые приводят меня к Никольскому скиту. Захожу в храм. Светлый, красиво расписанный. В нем проходят богослужения, братья читает правило, но только в летнее время, поскольку он не отапливается.
Иду искать отца Гедеона. Звоню в братский корпус. Открывает один из послушников скита, говорит, что доложит ему. Через минуту выходит сам отец Гедеон с сияющей улыбкой, благословляет меня, распоряжается разместить. Я едва успел ему передать пакет с гостинцами от о. Евгения, как ему кто-то позвонил. Он поблагодарил за гостинец и быстро ушёл. Как оказалось, это была наша единственная встреча, поскольку он срочно был вынужден уплыть на большую землю. К сожалению, у него умерла мама.
Очень вкусно отобедав, я разместился в светлой келии на втором этаже, где уже поселились двое паломников. Познакомились, немного пообщались.
Вдруг слышу знакомый голос: “Отец Алексей!”. Кто-то меня окликнул. Оборачиваюсь и вижу нашего бывшего алтарника, а ныне послушника Валаамского монастыря, Алексея Калегина. Он так же, как и многие приехал сюда однажды, а уехать уже не смог.
Мы с ним разговорились. Много интересного узнал я от него. Живет он уже тут достаточно долго. Исполняет различные послушания по хозяйству. Как и вся братия читает по ночам неусыпаемую Псалтирь. Но главным для него является послушание пономаря и ключаря храма. Изучает тонкости богослужебного устава.
Программа насыщенная, расслабляться некогда, поэтому сразу бежать. Нужно посетить за остаток дня максимальное количество мест. К большому моему огорчению начался дождь. Но это не препятствие для дьякона, влюблённого в Валаам. Достаю зонтик и не закрываю его до конца похода. Составляю маршрут: зайти на братское кладбище — поклониться Божьим угодникам; ещё раз зайти в центральный храм к прп. Сергию, Герману и Антипе. Потом — по скитам.
Хотелось бы порекомендовать будущим паломникам — если для вас Валаам место незнакомое, и путешествуете вы без опытного проводника, то хорошо бы иметь при себе карту со всеми достопримечательностями и тропами. Лично для себя я открыл приложение для смартфона — навигатор Maps Me. Он работает даже без сотовой связи и показывает Валаам в подробностях. Отмечены все часовни, смотровые площадки, бухты, места для палаточных лагерей. Он покажет расстояние, километраж, время в пути — хотите на машине, хотите пешком, хотите на велосипеде. Не учли только водный транспорт.
Благодаря ему я нашёл и посетил даже такое место, как пустынька схимонаха Серафима. Это руины в лесу, где и тропы-то нормальной нет.
Это не эпитафии, а сплошь монастырский патерик. Повторюсь — сюда стоит приехать только ради этого места. Бытует легенда (возможно на уровне толков), что когда Валаам посещал старец архимандрит Кирилл (Павлов), он зашёл на это кладбище и сказал, что много здесь нетленных мощей под землёй лежит. Может быть, он так и не говорил, однако, читая надгробия, понимаешь, что никаких сомнений просто быть не может — тут похоронены святые люди. Один стяжал дар непрестанной молитвы, другой перед кончиной сподобился видеть Господа и святых, третий возблагоухал из гроба.
Иеромонах Ириней у раки Сергия и Германа видел их телесными очами. Ещё несколько прозорливых старцев. Тут же и шведский король Магнус со своей чудесной историей спасения и множество, множество других необычных подвижников.
Вот поэтому важно, перед тем как ехать в эти святые места, узнать о них как можно больше. Почитать о жизни старцев Валаама, проникнуться их подвигом, познакомиться с их характером, возбудиться к ним чувством особого благоговения. Чтобы придя в это святое место, ты умилился от той мысли, что пришёл к своим друзьям, которые тебе ни в чем не откажут.
После кладбища захожу в собор. Начинается вечерняя служба. К сожалению, остаться на нее не могу — нужно везде успеть. Хотя очень хочется послушать братское пение. Это уникальное явление. Так, как поют на Валааме, больше нигде не поют. Особый стиль из сплетения различных оттенков и узоров знаменного пения. Оно умиляет, оно на все 100% молитвенно.
Вспоминается история, связанная со святым равноапостольным князем Владимиром: когда к нему вернулись гонцы из Константинополя и заявили, что, стоя на богослужении, не понимали, где находились — то ли на небе, то ли на земле. Их понять можно. Никогда ничего подобного не слыша и не видя, они неизбежно были поражены красотой византийской службы. Греки это прекрасно знали и успешно использовали в качестве миссионерского приёма — эстетически поражали варваров. Таким способом заставляли полюбить христианство. Валаамское пение работает также.
Снова раскрываю зонт, одеваю рюкзак на плечи и беру направление на Всехсвятский скит.
Иду лесной дорогой. Сначала немного ропщу, вот, мол, дождь некстати. Но вдруг замечаю, что он посылает мне откровение! И без того кристально чистый, с повышенной концентрацией кислорода карельский воздух насыщается сверхгустым ароматом хвойного леса. Да такой плотности, что хоть ножом режь! Жаль с собой ножа не было. Вдыхаю его, словно лошадь, начинаю чаще дышать.
Знаменит он и своей многовековой сосной, воспетой художниками и поэтами. Знаменит и дубовой аллеей. На пути вас приветствуют каменный поклонный крест и две часовни — Владимирская и часовня Крестных страданий Христовых.
Подошёл к скиту, читаю табличку на вратах: “В понедельник и пятницу дни молчания — скит закрыт для посещения”. Сегодня вторник, значит, зайти можно. К сожалению, храм закрыт. Может, все ушли на трапезу? Что ж, кланяюсь старцам, похороненным за алтарем и спешу на выход к пустой могиле прп. Антипы Валаамского.
Интересна история его захоронения. Обычно монахов хоронят на территории братских кладбищ, а тут могила святого старца и за забором. Словно изгой. Известно, что этот скит отличается особой строгостью, и женщинам входить на него разрешается всего лишь один раз в год на престольный праздник. Вот поэтому его духовные дочери просили, чтобы он распорядился похоронить себя вне территории, чтобы можно было им приходить к нему на могилку.
Когда прп. Антипу прославили, мощи перенесли в центральный храм, а могила осталась пустой с высеченной эпитафией. Однако все равно продолжает источать умиротворение.
Неспешно двигаюсь дальше на Смоленский скит. Теперь уже не спешу — на Валааме белые ночи, прогуляться одно удовольствие. Идти всего 1,5 км, о чем свидетельствует указатель.
Это моё первое посещение столь живописного скита. Здесь поминают о упокоении только погибших в годы войн. Записки о всех остальных передают на центральную усадьбу.
Осматриваю скит, спускаюсь к причальчику, любуюсь шикарными видами и возвращаюсь назад теми же путями, но уже в другую сторону от усадьбы — на почтенное игуменское кладбище. На нем похоронены многие монастырские правители, в том числе прославленный зарубежной православной церковью игумен Дамаскин, выдающийся строитель обители.
Захожу на отдельно стоящую могилку к пустыннику Николаю и возвращаюсь на Никольский скит, где меня ждут остатки царского ужина — овсяная каша с изюмом. Пройдя в общей сложности 16 км за остаток дня, я нагулял хороший аппетит и гудящие ноги. Однако еще остаются силы спуститься к воде и лишний раз полюбоваться красотой валаамской природы в лучах заходящего в Ладогу солнца. Дождь закончился. Время позднее — начало двенадцатого ночи. Где-то с другой стороны бухты, на островке с часовней богатого внешнего вида, кричат павлины. Шумит Ладога. Страшусь, что за эти неполные три дня, я не успею досыта налюбоваться красотой Валаама.
На следующий день о. Гедеон через брата Алексея благословляет меня воспользоваться велосипедом для поездок по острову. С удовольствием принимаю предложение, так как теперь смогу позволить себе немного больше.
Завязываю на узел подрясник вокруг пояса и мчу на новый строящийся Казанский скит. Он пуст. Брат Алексей сказал, что когда-то его начал строить один очень богатый человек, но, к сожалению, умер, не окончив строительства. Потом он простаивал долго. И вот в этом году процесс возобновляется. Он снова в строительных лесах.
На обед вернулся на свой скит. А после послушник Михаил любезно подвозит меня на микроавтобусе к скиту Воскресения Христова, где живут монастырские экскурсоводы. Это 8 км отсюда. По пути разговариваем на духовные темы. Заезжаем на скалистый берег близ метеостанции с очередными чудесными видами на Ладогу.
В нижнем храме все сделано наподобие храма в Иерусалиме. Есть камень миропомазания, а за ним, в глубине, Кувуклия с Гробом Господним. В него вмонтирована часть настоящего иерусалимского Гроба.
Вспоминаю слова свт. Игнатия Брянчанинова. Он говорил, что красота природы дана человеку, чтобы он не унывал. Чтобы она в своем величии напоминала Творца.
С благоговением вхожу в него и погружаюсь в теплые воспоминания. Когда-то давно у меня была возможность бывать здесь ночью, храм еще не был отремонтирован и пустовал после советской разрухи.
Ухожу. Гуляю вдоль причала Большой Никоновской бухты. Дорога обратно лежит мимо Гефсиманского скита, Елеонской горы и все тех же лесных массивов.
У меня с собой была небольшая удочка. Позволил себе немного порыбачить. Собственно из-за этого нарушил все конечные планы. Потому что, друзья, рыбалка тут — то, что надо!
Еле успел добежать до магазинчика в усадьбе, чтобы приобрести местного монастырского сыра для гостинцев. Его тут, на ферме, производят монахи в шести видах.
Если гулять в эти июньские теплые ночи по острову — можно повстречать вышедших на дорогу лосей, услышать пение лесных птиц (соловьев, кукушек, филинов, дятлов и т.д.). Под крики чаек в Ладоге можно увидеть нерпу, подвид которой водится только тут.
Вспоминаю слова свт. Игнатия Брянчанинова. Он говорил, что красота природы дана человеку, чтобы он не унывал. Чтобы она в своем величии напоминала Творца. В ней отображается Он. Не зря ведь сказано, что “небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь” (Пс 18:1). Гармоничное сочетание карельской природы и монастырской архитектуры делают это место поистине уникальным. Северный Афон — имя ему. Еще никто не уехал отсюда равнодушным. Он преображает человека. Я счастлив, что имею честь здесь бывать. В моем сердце он остался навсегда.
Уезжаю следующим утром на грузовом корабле “Свт. Николай”.
Возвращение в мир кажется каким-то неестественным, также, как неестественно Адаму было покидать райский Эдем. Радость переполняет сердце от этих неполных трех чудесных дней. Плыву в Приозерск. Смс от о. Евгения: “Пиши рассказ о поездке с фотографиями для сайта”.
Я: “Хорошо”.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481291