С родословием св. Иосифа Обручника связано много проблем. Разнящиеся данные об отце св. Иосифа из Евангелий от Матфея и Луки привели к появлению нескольких теорий в библеистике, которые пытаются примирить имеющиеся противоречия и редко рассматриваются в научной литературе в совокупности. Реконструкция богословских взглядов на родословную св. Иосифа поможет прояснить и ряд других вопросов, в частности проблемы обстоятельств и места рождения св. Иосифа, что может быть крайне полезно для дальнейших исследований о жизни Святого Семейства.
Проблему родословия св. Иосифа Обручника в богословской литературе кажется конструктивным рассматривать путём анализа трёх касающихся её тем: непосредственно родословной св. Иосифа по евангельским спискам; обстоятельствам его рождения, включающим вопрос о его непорочном происхождении; и, наконец, места рождения Обручника Пресвятой Богородицы.
Одной из проблем, с которой часто сталкиваются богословы при анализе евангельского образа св. Иосифа, является вопрос его родословной, разнящейся в описаниях Матфея (1:16) и Луки (3:23). Согласно Евангелию от Матфея, отцом Иосифа является Иаков; по св. Луке Иосиф – это сын Илия.
Известны три главные гипотезы для примирения кажущихся здесь противоречий [3, с. 70-72].
Самая древняя теория, которая объясняет разногласия в родословиях, связана с т. н. законом ужичества (Втор. 25: 5-6). Известна она была уже раннехристианскому писателю Юлию Африкану (III в.), который и воспользовался ею в данном случае. В послании Юлия Африкана Аристиду, которое цитирует знаменитый церковный историк первой половины IV в. Евсевий Кесарийский, упоминается факт того, что израильские родословия составлялись либо согласно кровному родству, либо согласно закону, по которому если некто умирал бездетным, его брат обязывался «восстановить семя» и родить от его жены детей (см.: [24]). Это и произошло в данном случае. Мать Иосифа была замужем за Илием и, не имея от него детей, после его смерти вышла замуж за его брата, Иакова, от которого и родила Иосифа. Следовательно, прав первый евангелист, который заявляет, что «Иаков родил Иосифа» (Мф. 1:16), потому что Иаков был Иосифу родным отцом; но прав также и третий евангелист, который признает отцом Иосифа Илия (Лк. 3: 23), сыном которого Иосиф был по Торе. Согласно же «Житию Пресвятой Богородицы» византийского агиографа первой половины IX в. Епифания Монаха, Илий – родной брат Иоакима, отца Пресвятой Богородицы [8, с. 297].
Игумен Иосиф (Крюков). Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Том 19. Вып. 2.
Проблема родословия св. Иосифа Обручника в богословской литературе.pdf
Игумен Иосиф (Крюков Максим Олегович), магистр богословия (St. Tikhon’s Orthodox Theological Seminary, Московская Духовная академия). Соискатель степени кандидата богословия (Общецерковная аспирантура им. свв. Кирилла и Мефодия), настоятель Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря; mospodvorie.ru
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481299