RSSВеб-камера

Инспекционная поездка по монастырям Петрозаводской и Карельской епархии

Инспекционная поездка по монастырям Петрозаводской и Карельской епархии По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преосвященнейший Панкратий, епископ Троицкий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря возглавил инспекционную поездку по монастырям Петрозаводской и Карельской епархии.

В период с 28 по 30 июня члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили три монастыря и ознакомились с образовательным уровнем монашествующих, внутренней духовной жизнью и социальной деятельностью обителей епархии.

Подобные поездки важны для правильного понимания того, чем живет монастырь: как проходят богослужения, какие отношения складываются между игуменом и насельниками, какие скорби и радости переживает обитель, какие возникают сложности, есть ли чему поучиться у этого братства или сестричества. Опыт других монастырей (как положительный, так и отрицательный) бывает очень полезен: «Одно дело бумаги и отчеты, и совсем другое – личное впечатление от обители, когда можно понять и прочувствовать ее атмосферу, дух», – считают члены комиссии. По их мнению, такие поездки полезны не только для работы Синодального отдела по монастырям и монашествующим, они помогают насельникам отдаленных монастырей почувствовать отеческое внимание и заботу священноначалия».

*****
Началась поездка с посещения Сяндемского Успенского женского монастыря. У святых врат обители комиссию встречали сестры во главе с игуменьей Варварой (Ивановой).

Основателем пустыни является святой преподобный Афанасий Сяндемский (XVI в.). В юных годах он пришел на остров Валаам под духовное руководство святого преподобного Александра Свирского. Впоследствии, уже будучи в преклонных годах, с несколькими учениками удалился преп. Афанасий в непроходимые карельские леса и на холме перешейка двух озер, Сяндема и Рощинского, основал Сяндемскую пустынь.

В обители были возведены два храма: деревянный – во имя Успения Божией Матери, с папертью и колокольней, и каменный – во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В 1909 году обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь. В годы Советской власти обитель была поругана и разрушена. После почти 90-летнего перерыва 31 января 2010 года в небольшом деревянном храме во имя Пресвятой Живоначальной Троицы совершена первая Божественная литургия. Сейчас стараниями сестер монастырь начинает оживать и приобретать свое былое благолепие.

Реставрация и восстановление обители

В Важеозерском Спасо-Преображенском мужском монастыре комиссию встречал наместник монастыря архимандрит Иларион (Кильганов). В 1500 году сюда для отшельнических подвигов пришел ученик преподобного Александра Свирского преподобный Геннадий Важеозерский и поселился в маленькой пещере почти у самой воды. Преставился преподобный около 1516 года. Он был погребен в своей пещерной келье. В 1520 году здесь подвизался еще один ученик преподобного Александра - преподобный Никифор Важеозерский, который построил деревянный храм в честь Преображения Господня и основал монастырь.

В 90-х годах XIX века в устроении монашеской жизни монастырю помогал св. прав. Иоанн Кронштадтский, несколько раз за это время посетивший обитель, им был освящен вновь построенный на месте сгоревшего деревянный Преображенский храм.

После революции монашеская жизнь в монастыре прервалась. В 1923 году обитель была закрыта, а в её стенах расположились колония для несовершеннолетних и психбольница. Храмы были осквернены: в Преображенском храме устроили спортзал, во Всехсвятском – сначала столовую, потом клуб.

Валаамский монастырь отмечает в декабре 15-летие с момента начала восстановления обители

Монашеская жизнь вернулась сюда лишь в 1991 году. Сейчас в обители совершается полный суточный круг богослужений, каждый день служится Литургия. Монастырь понемногу восстанавливается. Сегодня действуют уже три храма, хотя восстановительные работы в них продолжаются: еще необходимо написать иконостасы для летнего Преображенского и зимнего Всехсвятского храмов.

«В каждом монастыре возрождается монашеская жизнь, – рассказывает руководитель инспекционной поездки, член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашествующим игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Сейчас многие обители напоминают Валаам двадцать пять лет назад, времени начала возрождения обители, когда все наши бытовые нестроения и неурядицы преизобильно покрывала благодать Божия.

Меня как игумена Валаамского монастыря радует, что в каждой из этих святых обителей прослеживаются связи с островом Валаам, нашей «северной и честной Лаврой», так как все они были основаны иноками Валаама.

Мы помним, что на рубеже XV-XVI вв. Валаам именовался «честною и великою Лаврою», являясь духовной колыбелью для многих монастырей России. Монахи приносили строгий иноческий устав, аскетизм, трудолюбие братии, их жертвенность, непрестанную молитву. И именно в таких поездках особенно чувствуешь важность существования таких духовых центров.

Эти обители и пустыньки воздвигаются не на пустом месте, а идет именно историческое возрождение пустынь и монастырей, обителей, насчитывающих не одну сотню лет».

Третьей обителью, которую посетили члены комиссии, стала Андрусова пустынь.

История ее такова. Преподобный Адриан Андрусовский был владельцем богатого имения. В 1493 году во время охоты на оленя он встретил Александра Свирского, после чего стал часто приходить к нему слушать наставления, а позднее стал доставлять хлеб его сподвижникам. Оставив имение, дворянин Андрей Завалишин принял постриг в Валаамской обители с именем Адриан.

Спустя несколько лет монах поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озер, к нему собралась братия, и вскоре иноки воздвигли две церкви – в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Царь Василий III пожаловал милостыню Адриановской пустыни из своей казны, пообещав выдавать ее каждые два года. Также государь освободил монастырь от пошлин на ловлю рыбы.

Согласно преданию, напротив Адриановой пустыни укрывались разбойники, промышлявшие грабежом на Ладожском озере, атаман потребовал от иноков, чтобы они покинули обитель. Адриан умолял разбойника отдать полуостров мирным труженикам, обещая ходатайствовать за него перед Богом и увещевая бросить неправое дело. Поначалу атаман смеялся над монахами, но преподобный так долго и смиренно умолял его, что разбойник смягчился и сказал: «Живите».

Через некоторое время атаман столкнулся с другой разбойничьей шайкой, был побежден и скованным брошен в лодку. Однако неожиданно он увидел перед собой преподобного Адриана, который сказал: «По милосердию Господа, для Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», – и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу - и никого вокруг. Пораженный, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашёл всех подвижников на псалмопении. Оказалось, что преподобный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Оставшись в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и атаман другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг с именем Киприана Стороженского.

При Екатерине II обитель потеряла самостоятельность, а затем была упразднена. Примечательно, что возобновлен монастырь был в 1817 году именно благодаря Валаамскому игумену Иннокентию, который еще в конце 1780-х годов был дважды чудесным образом спасен в Ладожском озере по молитвам преподобного Адриана. Игумен дал обет постараться восстановить основанную им обитель. Спустя 30 лет, в 1817 году, старец Иннокентий смог приступить к исполнению обещания: пустынь была возрождена и приписана к Валаамскому монастырю.

«При советской власти от храмов практически ничего не осталось, сохранились лишь руины Введенского (летнего) и Никольского (зимнего) храмов, фундаменты монастырской ограды с башнями и шести жилых зданий, – рассказывает владыка Панкратий. – И вот что самое поразительное: часть этих фундаментов признали археологическим памятником, и теперь чиновники начинают судиться с историческим владельцем – монастырем, при это предъявляют астрономические счета на какие-то немыслимые суммы, фактически не давая возможность возводить монастырь на историческом месте».

Члены комиссии отметили, что в инспектируемых монастырях стремятся жить в соответствии с верными духовными ориентирами. Насельники обителей живут по правильным монашеским принципам, стараясь в меру сил соблюдать евангельские заповеди и монастырские уставы, имея главную цель – Царствие Божие, и стремясь к идеалам, ищут спасения на монашеском пути.


Валаамский монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара

02.07.2016
Пожертвовать на:
Просим вписать данные для молитвенного благодарения
Имя (необязательно):
Город (необязательно):
EMail (необязательно):
Сумма:


Ознакомиться с более подробной информацией о возможных способах помощи монастырю можно по ссылке.