В этот день мы в первый раз после Светлого Христова Воскресения вспоминаем о почивших предках за богослужением в храме. Согласно церковному правилу поминовение усопших Великим постом переносилось на определенные дни – Родительские субботы, – а в течение первой Светлой седмицы вообще не совершалось. Да и посещение кладбища в сам день Пасхи противоречит уставу Церкви. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Поэтому поминовение может быть совершенно в первый будничный день, когда отправляется полная Литургия. Этим днем и является вторник Фоминой недели.
В 2020 году Радоница празднуется 28 апреля. В нашем монастыре также почтили память почивших отец и братий. В Спасо-Преображенском соборе и на скитах обители были совершены Литургии и заупокойные литии, а также в храме прпп. Сергия и Германа Валаамских отслужена соборно панихида. На Игуменском кладбище богослужение возглавил иеромонах Вениамин, сослужили ему иеромонах Сергий и иеродиакон Илия. Братия в священном сане совершили Божественную литургию в храме Всех преподобных отцев, после чего отслужили краткую литию у могил приснопоминаемых игуменов, отец и братий.
Вопреки расхожему мнению, Радоница не имеет сугубо церковного происхождения. Она отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской. Ее прежнее название – Радуница. Радуница была одним из особых поминальных дней в году, длившихся примерно неделю и приурочивавшихся к приходу весны.
В этот день, согласно поверью, души ранее почивших людей могли приходить в родные места, проведывать своих близких, участвовать в их делах. В честь предков полагалось устраивать тризны – ритуальные обеды с обильным возлиянием, игрищами, песнями, хороводами и прочими элементами, которые в наше время называются «культурно-массовыми мероприятиями». Их цель была проста – задобрить души умерших, снискать их благосклонность. Считалось, что богатая тризна, веселье, хорошее слово о покойнике, хвала в его честь гарантировали покровительство небес и благосостояние народа.
Всем селением люди выходили в поля, рощи, на луга, закликали духов. При этом старались принести покойникам радость – теплым словом, почтительным обращением. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой – славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться.
В целом все описанные ритуалы благополучно дожили до наших дней – и сегодня на кладбищах сотрудники и бездомные подбирают куски хлеба, печенье, конфеты, стаканчики с водкой, оставленные заботливыми родственниками на могилах близких и друзей. Суть и смысл этих традиций давно позабыты, но многие люди до сих пор их соблюдают, не думая о их языческом значении. Не понимая, что они противоречат христианскому учению.
Сейчас для православных Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней, и отражает веру христиан в воскресение их мертвых. Именно в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, его победа над адом.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»
Поминовение в этот день для усопших имеет большое значение. После своей смерти человек теряет очень важную особенность – он не может каяться, но не утрачивает способность сожалеть и сокрушаться о содеянных ошибках. Это присуще лишь живым. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу – по нашим молитвам загробная участь умерших действительно может меняться.
Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно – как мы ее творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее. И если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан, что называется, для «галочки» или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы. Не рюмки с водкой ему теперь нужны (алкоголь, кстати, вообще запрещен Церковью на поминках), а наша молитва – искренняя, чистая, живая. Лучшим же местом молитвы является храм Божий.
К сожалению, языческий ритуал оказался более понятным простому человеку. Ведь это же совсем нетрудно – прийти на кладбище, сказать несколько теплых фраз о покойном, выпить и закусить, а потом оставить часть обеда. Куда тяжелее постоянно молиться об умершем и делать добрые дела в его память – искренне, непринужденно, бескорыстно. Таким образом мы можем помочь нашим родным, которые переступили чертог вечности, – любовью, молитвой, добром.
По материалам журнала Фома «Радоница: 28 апреля в 2020 году».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 470497