Умершие, недостойные ходатайства живых, не освобождаются от ада, потому что ходатайство живых простирается только на достойных спасения.
Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый есть член Православной Церкви, а некрещенные и самоубийцы к ним не относятся. Т.е. если даже Бог даёт нам право свободного выбора - быть с Ним или отвергать Его, то и мы не можем насильно, после физической кончины пытаться ввести человека в Церковь.
Самоубийцы же - люди, отказавшиеся нести своей жизненный крест, восставшие против Божиего промысла, против Божией воли, а значит, и против Его Церкви. По учению святого апостола Павла, Церковь есть живое Тело Христово, а Он - Глава, все же верующие - члены, - живые клеточки этого великого организма, одушевляемого Духом Божиим.
Некрещеные люди, равно как еретики и отступники, это члены, отсеченные от целого тела Церкви. Об отрезанном и загнившем пальце можно лишь сожалеть, но вылечить его уже невозможно. Некрещеные и отступники, души которых отошли в мир иной в неприятии Бога и Церкви, уподобляются гнилому зерну, брошенному в пашню вместе с зернами здоровыми. И как такому зерну, в отличие от зерен неповрежденных гнилью, не помогает ни обильное орошение, ни воздействие животворного солнца, так и душам, погасившим в себе Дух Христов, трудно получить помощь от молитвы близких.
В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: "В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.
У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению"
ПИСЬМА С ОСТРОВА ВАЛААМ. НЕКРЕЩЁНЫЙ ДЛЯ БОГА НЕРОЖДЁННЫЙ
Разделение на церковную и частную молитву существенно. Капитальный труд "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви" составил новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. В разделе "Канон мученику Уару об избавлении от муки в иноверии умерших" он пишет: "Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика Уара. В старинных канонах имеется специальный канон на сей случай, совершенно отличный от канона, помещающегося в октябрьской Минее под 19 числом".
То есть мы можем помнить, частная (келейная) молитва о них не возбраняется - можно поминать их дома, у гроба прочесть псалмы, подавать милостыню на помин их души.
"Об умерших без покаяния и в противлении святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ, пред Христом Богом в день страшного суда Его"
Преп. Паисий Величковский
Читайте также:
Молитвенное домашнее правило определи сама.
Созналась и покаялась. Господь простил и не помянет твоих грехов.
По щучьему велению. Помолитесь обо мне, чтобы пропала тяга к курению.
Как быть, если нет сил принять измену мужа?
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472928