Раньше в общежительных монастырях одному из монахов давали послушание напоминать другим отцам о смерти. Когда другие братья занимались послушаниями, этот монах подходил к ним и говорил каждому: «Братия, нам предстоит умереть».
Уповаю, говорит, что вашими молитвами и Божиим устроением все будет мне во благо,— жив ли буду или умерщвлен. Ибо жизнь для меня — Христос: Ему все посвящаю, а это есть великое благо; и смерть приобретение: не лишение какое-либо, а тоже благо, потому что умереть за Христа преславно и потому что по смерти тотчас лицом к лицу увижу Христа Господа, в чем все наше блаженство В сем последнем отношении я могу сказать, что умереть для меня было бы даже лучше.
Живя здесь, я только работаю Христу, тружусь для Него, а там — тотчас начну наслаждаться общением с Ним. Что жизнь для него — Христос, в этом заключается и та мысль, что духовную жизнь он имеет от Христа и во Христе, и та, что первый предмет забот и стремлений его есть угождать Христу и заповеди Его исполнять. Но в настоящем месте этим Апостол хотел то преимущественно выразить, что жизнь его вся предана на дело проповеди Евангелия, с стремлением всех научить, что спасение наше есть только в Господе Иисусе Христе, и всех настроить в Нем искать и обретать свое спасение. Это не исключает первых двух, напротив, совмещает их в себе.
Преподобный Паисий Святогорец: «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу. Ведь результатом нашей свободы от вещей материальных и от душевных страстей будет не только то, что сами мы почувствуем облегчение. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшие испытывают радость, если их потомок живёт с Богом».
Смерть — приобретение и для всех, потому что избавляет от тяготы настоящей многоскорбной жизни и вводит в лучшую. Но в этом смысле смерть есть приобретение не сама по себе, но потому, что Господу угодно было сочетать с нею.
Смерть же по себе она не есть ни потеря, ни приобретение и случается по Божию порядку. Если святой Павел называет приобретением собственно смерть, то разумеет под ней не обычную смерть, а смерть мученическую, смерть за Христа и Евангелие. Такая смерть точно есть приобретение, ибо сама по себе венчает страдальца преславным венцом. Такой смерти и ожидал Апостол. (Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.)
Преподобный Паисий Святогорец: "Для человека, умершего миру и духовно воскресшего, в отношении смерти совсем нет тревоги, страха или беспокойства, потому что он ждёт смерти с радостью. Это происходит, потому что он пойдёт ко Христу и будет радоваться рядом с Ним. Но и находясь в жизни сей он тоже радуется, потому что и в сей жизни он тоже живёт со Христом и чувствует часть райской радости, ещё живя на земле".
Память о смертном часе у валаамского схимонаха Никиты непрестанно была при нем и часто говорил он об этом, особенно во время трапезы:«Вот, братия, живем мы, да смотрите еще как живем: сыты, одеты, все готовое у нас, а доживем ли до завтра, да что до завтра, может быть чрез мгновение судия нас позовет и за все с нас спросится, за каждое слово, самое незначительное, но праздное, за каждый взгляд нескромный! Ох страшно, страшно и подумать, что отвечать будем?» (наставления схимонаха Никиты).
НА КОНЧИНУ СХИМОНАХА ИОАННА (ШЕВЧЕНКО): "Отец Иоанн любил часто толковать, что для монаха Пасхальное приветствие "Христос Воскресе!" есть не просто привычная фраза и приветствие, а глубокий бытийный вопрос, заставляющий монаха углубиться внутрь сердца, и испытать, каков плод всего его великопостного подвига. Ибо жизнь монаха – это и есть ничто иное, как великое поприще четыредесятницы, предуготовляющей его к Пасхе. И это глубокий и главный вопрос всей его монашеской жизни: "А воистину ли и ВО МНЕ Христос Воскрес!?".
СЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ МОНАХА: "И хотя говорит нам Апостол, чтобы мы не скорбели подобно тем, кто не имеют упования, мы, имея упования и всю веру – все же скорбим и все же плачем. Потому что расстаемся в этой земной жизни навсегда, потому что его с нами здесь на этой земле уже не будет".
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481280