25 апреля в Валаамском монастыре после вечерни, игумен обители епископ Панкратий совершил иноческий постриг двух братьев. Во время построения постригаемые подошли к Владыке, стоящему в центре храма на кафедре. После положенных молитв, два брата смиренно приклонили главы и приняли от рук игумена, а лучше сказать от самого Господа, пострижение власов и клобук, тем самым облеклись в иноческий чин, – стали рясофорными монахами.
Послушник Василий с Ильинского скита получил имя «Ферапонт», в честь Ферапонта Монзенского. Невольно удивляешься, как жития святых, которые носят иноки и монахи, часто перекликаются с их собственным «житием», здесь явно действует промысел Божий.
«Начал свои подвиги преподобный Ферапонт в Москве (вероятно, что юродствовал, подражая блаженному Василию Московскому), затем перешел в Костромской Воздвиженский монастырь, где, приняв монашеский постриг, прожил 13 лет. Подвизался он наипаче в смиренном послушании и скоро стяжал почитание всех. Узнали о нем и в городе и стали приходить к нему. Тогда он избегая славы человеческой, удалился из Воздвиженского монастыря и некоторое время жил отшельником.
Однажды преподобный Ферапонт явился во сне двум инокам Павло-Обнорского монастыря, Пафнутию и Андриану, и повелел основать обитель на берегу реки Монзы.
Через некоторое время преподобный Ферапонт сам пришел в Благовещенскую обитель и просил игумена, старца Андриана, стать его духовным отцом. Во время исповеди Андриан был потрясен душевной чистотой преподобного, силой его веры. Два года пребывания преподобного Ферапонта в Монзенском монастыре были временем великого смирения, кротости и аскетических подвигов. Благовещенский монастырь был всегда дорог преподобному: он чудесно содействовал его устроению и перенесению на новое место, защищал от недоброжелателей, чудесно изыскивал средства для его содержания».
Василий (Ферапонт) уже много лет подвизается на скиту, неустанно пребывая во многих трудах и молитвах, дабы угодно было Богу его простое уединенное житие. Инок Ферапонт настоящий труженик, каким и положено быть монаху. Надеемся, что и в молитве и добродетелях он преуспеет не меньше чем в трудах.
Второй послушник, тоже Василий, был наречен при постриге Платоном в честь мученика Платона Анкирского, жившего в самом начале IV века. Житие мученика также перекликается с «житием» нашего нового инока Платона. Вот что в нём (житии) говорится: «Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. Когда он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину, то судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа и уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходящая и ограниченная, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в евангельском умении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной».
Василий в миру тоже увлекался миссионерством и катехизаторством. Был большим почитателем убиенного миссионера Даниила Сысоева, закончил трехгодичную богословскую школу и миссионерские курсы при Московской Патриархии. Также он сведущ во всех церковных дисциплинах, весьма начитан святоотеческими и богословскими сочинениями. Острота ума и образованность, сочетается в нем с большой скромностью и застенчивостью. Василий (Платон) старается ни на йоту не отступать от чистого святоотеческого Православия. К тому же он терпит тяжелые телесные недуги, которые как тяжкие вериги не дают ему возноситься и думать о себе больше чем надлежит. В общем, он своим образом жизни, имея конечно и ряд немощей, почти что зеркально соответствует святому, в честь которого наречен при постриге.
Желаем нашим братьям-инокам непреткновенно двигаться к высокому монашескому званию, по мере сил подражая святым, в честь которых они наречены.
***В Русской Православной Церкви первая степень, первая ступень монашества – это иноческий постриг, иначе рясофор (досл. с греч. – носящий рясу). Иноческий постриг совершается над послушниками, прожившими в обители не менее трех лет, как установлено в «Положении о монастырях и монашествующих».
По существу, постриг иноческий отличается от монашеского обетами.
Инок, хотя и не дает еще трех обещаний — послушания, нестяжания и целомудрия, он не может снять облачение и вступить в брак, не может себе позволить уйти из монастыря, то есть, фактически, не давая обетов, он, тем не менее, под этими обетами уже живет. Не произнося их гласно, он уже ими обременился по существу, потому что в рясофорном постриге уже звучат некоторые начатки этих обетов — это невозвратное пребывание в монастыре, уход от мирской жизни, от мирской суеты. Эти обещания звучат в молитвах на пострижении в рясофор правда не из уст самого постригаемого, но из уст того, кто его постригает: «Благодарим Тя, Господи Боже наш, Иже по мнозей милости Твоей избавил еси раба Твоего от суетнаго мирскаго жития, и призвал еси его на честное сие обещание, сподоби убо его пожити достойно во ангельстем сем житии».
То есть уже ясно — в молитвах на пострижении говорится об ангельском житии новопостриженного и о том, что он изведен из мира, избавил его Господь «от суетнаго мирскаго жития», а если избавил, то возвращение к этому житию это уже грех перед Богом и недопустимо для инока. И безнаказанным такой шаг для инока, в отличие от послушника, остаться не может.
Как мы видим, чин иноческого пострига можно рассматривать как некоторое обязательство, которое принимает на себя новопостриженный, обязательство «невозвратно пребыти в монастыре в посте и молитвах», о чем будущий инок свидетельствует и в предваряющей постриг беседе с игуменом обители.
Обычно при иноческом постриге переменяется имя — в ознаменование начала новой жизни.
По непреложной заповеди Спасителя: «Просите, и дано будет вам» (Лк. 11:9), новопостриженному подается особая благодать, споспешествующая ему во спасение, дается и новый заступник – святой, имя которого он получает при постриге.
По материалам: http://www.sestry.ru/
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 415480