Иноческий постриг двух послушников Василиев

25 апреля в Валаамском монастыре игумен обители епископ Панкратий совершил иноческий постриг.
26.04.2021 Трудами братии монастыря  3 779

25 апреля в Валаамском монастыре после вечерни, игумен обители епископ Панкратий совершил иноческий постриг двух братьев. Во время построения постригаемые подошли к Владыке, стоящему в центре храма на кафедре. После положенных молитв, два брата смиренно приклонили главы и приняли от рук игумена, а лучше сказать от самого Господа, пострижение власов и клобук, тем самым облеклись в иноческий чин, – стали рясофорными монахами.

Послушник Василий с Ильинского скита получил имя «Ферапонт», в честь Ферапонта Монзенского. Невольно удивляешься, как жития святых, которые носят иноки и монахи, часто перекликаются с их собственным «житием», здесь явно действует промысел Божий.

«На­чал свои по­дви­ги преподобный Ферапонт в Москве (ве­ро­ят­но, что юрод­ство­вал, под­ра­жая бла­жен­но­му Ва­си­лию Мос­ков­ско­му), за­тем пе­ре­шел в Ко­стром­ской Воз­дви­жен­ский мо­на­стырь, где, при­няв мо­на­ше­ский по­стриг, про­жил 13 лет. Подвизался он наипаче в смиренном послушании и скоро стяжал почитание всех. Узнали о нем и в городе и стали приходить к нему. Тогда он из­бе­гая сла­вы че­ло­ве­че­ской, уда­лил­ся из Воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря и неко­то­рое вре­мя жил от­шель­ни­ком.

Од­на­жды пре­по­доб­ный Фе­ра­понт явил­ся во сне двум ино­кам Пав­ло-Об­нор­ско­го мо­на­сты­ря, Па­ф­ну­тию и Ан­дри­а­ну, и по­ве­лел ос­но­вать оби­тель на бе­ре­гу ре­ки Мон­зы.

Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Фе­ра­понт сам при­шел в Бла­го­ве­щен­скую оби­тель и про­сил игу­ме­на, стар­ца Ан­дри­а­на, стать его ду­хов­ным от­цом. Во вре­мя ис­по­ве­ди Ан­дри­ан был по­тря­сен ду­шев­ной чи­сто­той пре­по­доб­но­го, си­лой его ве­ры. Два го­да пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Фе­ра­пон­та в Мон­зен­ском мо­на­сты­ре бы­ли вре­ме­нем ве­ли­ко­го сми­ре­ния, кро­то­сти и ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов. Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь был все­гда до­рог пре­по­доб­но­му: он чу­дес­но со­дей­ство­вал его устро­е­нию и пе­ре­не­се­нию на но­вое ме­сто, за­щи­щал от недоб­ро­же­ла­те­лей, чу­дес­но изыс­ки­вал сред­ства для его со­дер­жа­ния».

Василий (Ферапонт) уже много лет подвизается на скиту, неустанно пребывая во многих трудах и молитвах, дабы угодно было Богу его простое уединенное житие. Инок Ферапонт настоящий труженик, каким и положено быть монаху. Надеемся, что и в молитве и добродетелях он преуспеет не меньше чем в трудах.

Второй послушник, тоже Василий, был наречен при постриге Платоном в честь мученика Платона Анкирского, жившего в самом начале IV века. Житие мученика также перекликается с «житием» нашего нового инока Платона. Вот что в нём (житии) говорится: «Еще юно­шей он оста­вил дом и хо­дил по го­ро­дам, вдох­но­вен­но про­по­ве­дуя Сло­во Бо­жие языч­ни­кам, удив­ляя слу­ша­те­лей убе­ди­тель­но­стью и кра­со­той сво­их ре­чей, глу­бо­ким зна­ни­ем эл­лин­ской уче­но­сти. Когда он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину, то судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа и уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходящая и ограниченная, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в евангельском умении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной».

Василий в миру тоже увлекался миссионерством и катехизаторством. Был большим почитателем убиенного миссионера Даниила Сысоева, закончил трехгодичную богословскую школу и миссионерские курсы при Московской Патриархии. Также он сведущ во всех церковных дисциплинах, весьма начитан святоотеческими и богословскими сочинениями. Острота ума и образованность, сочетается в нем с большой скромностью и застенчивостью. Василий (Платон) старается ни на йоту не отступать от чистого святоотеческого Православия. К тому же он терпит тяжелые телесные недуги, которые как тяжкие вериги не дают ему возноситься и думать о себе больше чем надлежит.

В общем, он своим образом жизни, имея конечно и ряд немощей, почти что зеркально соответствует святому, в честь которого наречен при постриге.

Желаем нашим братьям-инокам непреткновенно двигаться к высокому монашескому званию, по мере сил подражая святым, в честь которых они наречены.

***

В Русской Православной Церкви первая степень, первая ступень монашества – это иноческий постриг, иначе рясофор (досл. с греч. – носящий рясу). Иноческий постриг совершается над послушниками, прожившими в обители не менее трех лет, как установлено в «Положении о монастырях и монашествующих».

По существу, постриг иноческий отличается от монашеского обетами.

Инок, хотя и не дает еще трех обещаний — послушания, нестяжания и целомудрия, он не может снять облачение и вступить в брак, не может себе позволить уйти из монастыря, то есть, фактически, не давая обетов, он, тем не менее, под этими обетами уже живет. Не произнося их гласно, он уже ими обременился по существу, потому что в рясофорном постриге уже звучат некоторые начатки этих обетов — это невозвратное пребывание в монастыре, уход от мирской жизни, от мирской суеты. Эти обещания звучат в молитвах на пострижении в рясофор правда не из уст самого постригаемого, но из уст того, кто его постригает: «Благодарим Тя, Господи Боже наш, Иже по мнозей милости Твоей избавил еси раба Твоего от суетнаго мирскаго жития, и призвал еси его на честное сие обещание, сподоби убо его пожити достойно во ангельстем сем житии».

То есть уже ясно — в молитвах на пострижении говорится об ангельском житии новопостриженного и о том, что он изведен из мира, избавил его Господь «от суетнаго мирскаго жития», а если избавил, то возвращение к этому житию это уже грех перед Богом и недопустимо для инока. И безнаказанным такой шаг для инока, в отличие от послушника, остаться не может.

Как мы видим, чин иноческого пострига можно рассматривать как некоторое обязательство, которое принимает на себя новопостриженный, обязательство «невозвратно пребыти в монастыре в посте и молитвах», о чем будущий инок свидетельствует и в предваряющей постриг беседе с игуменом обители.

Обычно при иноческом постриге переменяется имя — в ознаменование начала новой жизни.

По непреложной заповеди Спасителя: «Просите, и дано будет вам» (Лк. 11:9), новопостриженному подается особая благодать, споспешествующая ему во спасение, дается и новый заступник – святой, имя которого он получает при постриге.

По материалам: http://www.sestry.ru/

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415480

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
сегодня в 15:27
Ветер
5.4 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
755.2 мм рт. ст.
Влажность
77%