Невольники стихии, или Милость Божия

12.02.2014 Трудами братии монастыря  13 403
Дорога на Валаам

Мысль посетить Валаам зрела у нас давно. И вот, 12 сентября наша группа из десяти прихожан во главе с протоиереем Владимиром отправилась в однодневное путешествие. Теплоход «Александр Суворов» от речного вокзала Санкт-Петербурга взял курс на остров.

В полночь, миновав древнюю крепость Орешек, наш «Суворов» вышел в открытую Ладогу. Путешественники разбрелись по каютам и мирно заснули, предвкушая скорую встречу с Валаамом. Среди ночи меня разбудила сильная качка: волны за бортом с грохотом бились о палубу. На ум лезли страшные картины, но я стала призывать на помощь великого утешителя морских бурь – святителя Николая… Я проснулась, когда наш «Суворов» был уже на подступах к Валааму, и очень обрадовалась, увидев остроконечные верхушки монастыря.

Наш теплоход под моросящий осенний дождик и крики чаек пришвартовался в Никоновской бухте – главной гавани острова. Теплоходное радио разнесло по каютам пение прекрасного гимна острова Валаам. В прежние времена паломники непременно пели его, подплывая к «монашескому царству».

О, дивный остров Валаам!

Рука Божественной судьбы

Воздвигла здесь обитель рая,

Обитель высшей чистоты,

Обитель чудную, святую,

Жилище избранных людей,

Обитель сердцу дорогую,

Обитель мира от страстей...

На острове

Первой нашей экскурсией стало посещение центральной усадьбы монастыря, расположенной в Монастырской бухте. До нее нас домчал метеор «Преподобный Серафим», принадлежащий монастырскому флоту. Замечательный экскурсовод, Наталья Савина взяла нас в свою группу. На протяжении восемнадцати лет она знакомит путешественников с этим дивным островом, не переставая сама вдохновляться его красотой. Сначала Наталья провела нас через монастырский сад, который по праву можно назвать одним из чудес света. Эти сады молитвой и трудом возделывают валаамские монахи, собственноручно в течение многих лет они приносили сюда почву. Растущие на камнях яблони и другие фруктовые деревья на протяжении почти двух веков дают небывалый урожай!

Затем мы прошли по аллее к величественному Спасо-Преображенскому собору, окруженному двумя каре келейных корпусов. И хотя 72-метровая колокольня была укрыта в леса, на нас произвел впечатление этот красавец-собор, его шлемовидные купола, кирпичное “узорочье” на стенах с деталями белого цвета. Удивительно как архитектура собора сочетается с природой Валаама! Какая гармония чувствуется во всех видах обители, какая монашеская строгость в ее строениях…
В нижнем храме собора в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских богослужения совершаются в зимнее время. Храм широкий, с низкими сводами, в нем нет искусственного освещения – только мерцание разноцветных лампад. Здесь совершаются сокровенные ночные монашеские службы. Мощи преподобных Сергия и Германа, старца Антипы, чудотворные иконы Валаамской Божией Матери и иконы «Всецарица»… Мы проходили от одной святыни к другой. Внимание привлекла чудесного письма икона Царственных Мучеников, с изображением в верхней ее части множества ангелов и Собора Небесных сил. Экскурсовод рассказала и о случаях мироточения в обители во время приезда мироточивой иконы Государя Мученика Николая II, свидетельницей которых она стала.
Мироточивая икона Царя-Мученика Николая II на Валааме

Верхний храм поразил нас своим размахом и красотой. Уникальная работа была проведена по его возрождению - в течение многих лет реставраторы трудились над уже, казалось, утраченной живописью. Рассказывают, что приснопамятный Патриарх Алексий II, войдя в отреставрированный храм, нашел его еще великолепнее прежнего. А ведь Святейший помнил этот храм еще в предвоенные годы. Кстати, в обители установили памятник Патриарху Алексию II, справа от входа в собор. Подав записочки, мы вышли из монастыря. Концерт Валаамских певчих, который мы надеялись услышать, по каким-то причинам не состоялся и, пройдя до братского кладбища, мы вернулись на пристань, где нас ожидал прогулочный катер «Северный Афон».

После обеда выглянуло солнышко, и мы отправились на пешеходную экскурсию по скитам Валаама. Любуясь природой острова, прошли по его лесным тропам и рукотворным дорогам и посетили Воскресенский скит на «горе Сион». После «потока Кедрон», нам открылся Гефсиманский скит с храмом Успения Божией Матери. Пройдя дальше, поднялись на «гору Елеон» к пятиглавой Вознесенской часовне. А еще на Валааме есть поле «Иосафатова долина», за ней «Мертвое море» (Лещевское озеро), соединяющееся «рекой Иордан» с внутренним озером. Центральная усадьба монастыря с Преображенским собором находится «на горе Фавор». Все эти названия призваны напоминать о земных местах жизни Спасителя, и нам отрадно было поклониться святыням «русского Иерусалима».

Экскурсовод рассказывала нам об удивительной природе Валаама и его особом микроклимате. Основой острова служит камень габбро-диабаз, уникальный по своим природным свойствам: он медленно нагревается, но зато медленней отдает тепло, создавая столп теплого воздуха и разгоняя облака. Слой почвы здесь очень тонкий (10-15 см), и можно только удивляться тому, как почти на голых камнях растут тридцатиметровые сосны, распростершие свои корни в расщелины камней. Здесь можно встретить и душистую пихту, на которой растет редкий лишайник – уснея, и ель с вросшими в землю пышными «юбками», и кедр.

Обогнув Коневский скит, мы вышли к монастырской ферме, где и завершился наш шестикилометровый поход по Валааму. Под звон усилившегося дождя мы неспешно отправились к теплоходу – жаль было расставаться с островом, нам так хотелось унести с собой немного безмятежного валаамского духа.

Мы уже стали ожидать отплытия, как вдруг по теплоходному радио объявили, что на Ладоге сильный шторм и теплоход остается на Валааме. Впрочем, нашу группу эта весть не испугала - еще одна ночь на святой Валаамской земле – это уже счастье.

Второй день на острове

Утром штормовое предупреждение повторилось: ветер усилился до 16 метров в секунду, а высота волн на озере достигла двух метров. Мы проведем на Валааме еще один день. К слову, команда нашего корабля продолжала заботиться о нашей группе, всячески нас подбадривала и старалась сделать наше пребывание на острове наиболее комфортным.

Наша группа не стала упускать возможность помолиться в святом месте и отправилась в расположенный рядом Воскресенский скит. В верхнем светлом храме во имя Воскресения Христова о. Владимир отслужил молебен с акафистом святителю Николаю. В нашем маленьком коллективе оказалась регент и составился небольшой хор. Затем мы спустились в храм ап. Андрея Первозванного (храм построен на том самом месте, где по преданию святой апостол водрузил крест) и прочитали акафист апостолу Андрею. За окном ревет ветер с дождем, а в церкви - тепло, душа отогревается.

В этом храме устроена Кувуклия по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Пропев пасхальный тропарь, мы под пение молитвы «Воскресение Твое, Христе Спасе…» прошли в «Придел Ангела». Низкий и узкий проем соединяет его с пещерой Святого Гроба. На коленочках, один за другим, мы входили в него и прикладывались к Плащанице Спасителя. У многих в тот момент возникло ощущение, будто мы в Иерусалиме побывали...

После обеда изменчивая погода снова развернула перед нами яркое световое представление. Из-за туч вышло солнце, и над нашим теплоходом раскинулась широкая четкая радуга. Как будто сам Господь явил нам добрый знак, что наше пребывание здесь неслучайно и все мы благополучно возвратимся домой.

На этот раз нас ожидало путешествие на Никольский скит. Нужно сказать, что Валаам находится под особым покровительством святителя Николая, имеющего благодать помогать «по морю плавающим» и «в бурях сущим». Сколько за это время довелось услышать чудесных историй, произошедших по молитвам к святителю! Неслучайно церковь Угодника Божьего Николая является первым храмом, встречающим путников, служит для них ориентиром и маяком. Построенная в XIX веке в русском стиле она стала символом Валаама. Небольшой монастырский автобус привез нас в центральную часть острова, затем нам предстояла пешая прогулка по деревянным мосткам, соединяющим маленькие каменные островки.

Дорога к скиту. Кругом - вода и камни, деревья, напоминающие одиноких монахов, устремленных к Богу. Уступы скал и каменистые возвышения свидетельствуют о труде восхождения, необъятное пространство – о вечности бытия. Ничего суетного, мирского здесь не встретишь. Весь Валаам ощущается как гимн и славословие Творцу.

В храме мы пропели тропарь и величание, приложились к большой иконе с частицей мощей святителя, рассмотрели старинные росписи, повествующие о жизни и чудесах святителя Николая.

Пройдя по одной из самых красивых дорог Валаама – 300-метровой аллеей сибирской пихты, мы посетили Игуменское кладбище. Когда мы вернулись на теплоход, выяснилось, что из-за урагана, обрушившегося на Северо-Запад, мы снова остаемся на острове. Волны на Ладоге поднялись до 3,5 метров. Наш теплоход изрядно покачивало даже в тихой бухте. Наши родные и близкие сообщали нам, что про нас уже говорят по радио и телевидению: «погода устроила вынужденное отшельничество для двухсот туристов на Валааме», мы же просто благодарили Бога.

И еще один день…

В третий день нашего паломничества мы обошли скит Всех святых (он был закрыт на ремонт) и посетили Смоленский скит, в котором молятся о упокоении всех усопших воинов, за веру, Царя и Отечество живот свой положивших. Скит был устроен по желанию главнокомандующего Русской армией Великого Князя Николая Николаевича. Тут же, в тени валаамских сосен, стоит небольшая деревянная часовня во имя Царственных Мучеников, в которой мы имели счастье помолиться.

А на теплоходе нас ждал еще один Божий подарок – выступление мужского хора «Валаам», концерт которого не состоялся в первый день нашего визита на остров. Талантливейший и профессиональный коллектив исполнил знаменитые народные, казачьи и патриотические песни. Выступление длилось более часа, и от этих звуков сердце слушателей буквально замирало.

Назвали мы ее Марией, в честь Пресвятой Богородицы
Вечером мы отправились на Владимирский скит Валаама. На этот скит не только туристам, но и паломникам дорога закрыта. Но наша группа удостоилась особого благословения епископа Панкратия, благодаря чему и состоялась экскурсия в резиденцию Святейшего Патриарха. Скит был построен недавно и освящен в последние месяцы жизни Патриарха Алексия II. Мы посетили музей Валаамского монастыря и только что расписанные необычайно красивые храмы скита, находящиеся под одной крышей.

Наступил четвертый день нашего пребывания на острове, и в семь часов утра наш теплоход покинул гостеприимный берег. Вдалеке остались так полюбившиеся нам очертания Валаама. Днем, прямо посреди Ладожского озера, малый состав ансамбля песни «Невской станицы» исполнил для собравшихся казачьи песни (такую возможность нам предоставила Администрация теплохода). Выступление получилось очень душевным и зрители еще долго благодарили за него участников ансамбля.

Целый день нам довелось любоваться просторами Ладоги. Проплывали остров Коневец, любовались храмами Коневского монастыря. Тихонько, вдоль берега шел наш теплоход, с каждой минутой приближая нас к городу. Лик Валаама, его спокойствие и любовь навсегда останутся в наших сердцах. Как и необыкновенная Милость Божия.