После службы в Югославской армии 1979 – 1980 г. Венко поступил в столичный Университет Кирилла и Мефодия, который окончил в 1985 г. по специальности «инженер-строитель». По окончании учёбы и до 1992 года молодой специалист приобретал профессиональный опыт в работе по специальности, а попутно, как и все молодые люди в этом возрасте, искал себя и своё место в этом мире. В те молодые годы Венко любил многолюдные дружеские компании, где царило веселье и радость общения. Сам он играл на гитаре и пел, и эту любовь к музыке и красивому пению сохранил на всю свою жизнь, в трудные минуты находя в музыке утешение и поддержку. Однако дивная красота родной Македонии и общество близких друзей не могли напитать душу, возросшую на доброй земле правой веры, и молодой Венко начал задумываться о монашестве. Следуя призыву Божией Матери, в 1992 году он завершил мирские дела, попрощался с родиной и близкими, и, испросив родительского благословения, отправился на Святую Гору Афон, чтобы отныне целиком посвятить себя служению Богу.
Однако у Небес на эту светлую душу были несколько иные планы, и в лице греческой администрации на пути в Удел Пресвятой Богородицы возникло непреодолимое препятствие. В этот момент сильнейшего испытания твёрдости веры и решимости идти до конца проявилась ещё одна грань этого искреннего боголюбца – мужество. Венко тут же принимает решение ехать в далёкую, холодную и совершенно неизвестную Россию. На вопрос, есть ли у него там кто-то из знакомых, он ответил: «Батюшка Иоанн Кронштадтский и Серафим Саровский». Такая решимость и жертвенность были приняты Небом: с этого времени и до конца жизни, тогда ещё будущий батюшка Мефодий, получил особый покров и водительство Пречистой Владычицы нашей Богородицы. Российскую визу, как некое знамение, он чудесным образом получил на Преображение Господне, а уже 21 августа 1992 года прибыл в Москву.
Поступив по особому смотрению Божию в Троице-Сергиеву Лавру, в скором времени (31 января) Венко получил и первые монашеские одежды – подрясник послушника.
Этот очень короткий лаврский этап, как выяснилось впоследствии, был необходим для знакомства с будущим Валаамским Игуменом Панкратием. И уже 6 февраля следующего, 1993 года, будущий Владыка с будущим архимандритом прибыли на место своего главного в жизни служения – Валаамский монастырь. Именно здесь, в некогда славной, а тогда вновь, как уже не однажды бывало в истории Валаама, полностью разорённой и поруганной обители, и собрал Господь тех, кому загодя дал всё необходимое для возрождения монашества. Бог даровал этим людям знания, навыки, таланты и – силы, чтобы совершить, как тогда казалось, невозможное: восстановить, заново отстроить, когда всё вокруг рушилось, а сама страна будто бы погружалась в некую бездну хаоса и безвременья. Какими необходимыми и крайне востребованными оказались тогда те драгоценные семена веры, исстари благоговейно хранимой в простых македонских семьях традиции, несколько отличной от нашего наследия. В то недавнее время наша страна только начинала своё освобождение от 70-летнего атеистического морока.
Почти через год, 18 февраля 1994 года, на Валааме, архимандрит Панкратий совершил иноческий постриг послушника Венко с наречением имени Македоний. А уже 06.07.1994 состоялся и монашеский постриг, в котором инок Македоний получил имя Мефодий в память равноапостольного Мефодия, учителя Словенского, с которым он и вошёл в историю Валаама, и, как мы все надеемся – в Царствие Небесное.
Через несколько дней, 11 июля, в день памяти прпп. Сергия и Германа Валаамских, отец Мефодий удостоился и первого священного сана, будучи рукоположенным в иеродиакона Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Ровно через 2 года Святейший Владыка хиротонисал о. Мефодия во иеромонаха, а 24.04.2008 – возвёл в сан игумена. В 2019 году братия монастыря и многочисленные чада радостно чествовали батюшку с возведением в сан архимандрита.
С самого начала своей монашеской жизни на Валааме батюшка старательно и безукоризненно выполнял все возлагаемые на него послушания, разделяя труды и скорби немногочисленной братии в тот непростой период несения, по его собственным словам, «строительного креста». Но самым важным и главным его служением с 2000 года и до последних дней стала должность помощника Игумена по приёму гостей (Архондарик).
Именно на этом поприще наиболее ярко проявились и приумножились его многие духовные дарования, главным из которых, по всеобщему мнению, была любовь. Именно любовь – самое редкое и ценное в этом мире, это сияние божества и слава, которое является через избранные сосуды Божией благодати, преизобильно изливалась от отца Мефодия на всех без исключения – малых и великих, добрых и не очень. Именно любовь и радость о Господе привлекала к нему и брала в «божественный плен» многих и многих, свидетельствуя об истинности и живости нашей веры, обращая к ней неслышавших и непомышляющих, равнодушных и сомневающихся, поддерживая немощных. На эту любовь было невозможно не откликнуться. Среди плененных этой любовью, ставших благодаря ей верными друзьями обители, были самые разные люди – от первых лиц государства до самых простых паломников. Министры и дипломаты, деятели науки и культуры, военные и космонавты – его хватало всегда и для всех, но особенно о. Мефодий любил детей, которые даже в самые скудные времена никогда не уходили от него без подарка – конфеток или шоколадки.
Вдали от родной Македонии, в аскетичной природе Русского Севера, он настолько проникся русским духом, так полюбил Россию и её народ, что право, трудно найти большего патриота России, чем дорогой наш русский македонец батюшка Мефодий. Свидетельством тому служат многочисленные церковные и светские награды, среди которых выделим лишь ордена прп. Серафима Саровского III (2016 г.) и II (2021г.) степени и Орден за заслуги перед Отечеством II степени (2014 г.).
Как на Рождество или Пасху, или в день главного праздника обители – память основателей – преподобных Сергия и Германа, столь же редкое стечение народа было на Валааме и в день погребения наилюбимейшего нашего отца и пастыря, великого утешителя, дорогого батюшки Мефодия. Как сказал некто из мудрых: «Когда ты родился – то ты плакал, а все вокруг радовались. Пусть будет жизнь твоя такой, чтобы, покидая мир сей, ты радовался, а все вокруг плакали». И тебе это удалось вполне. Радуйся, отче наш Мефодие, солнечной Македонии земле Российской многоценное приношение!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473408