В ночь с 10 на 11 ноября 2018 года на Валааме случилась беда. Утонули два человека: послушник Андрей Строкин и рабочий, которого тоже звали Андреем. Недалеко от берега их лодка перевернулась. Послушник Андрей сумел доплыть до берега, но, видимо, услышав крики о помощи другого брата Андрея, скинул с себя верхнюю одежду и бросился ему на помощь. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13), - сказал Господь. Послушник Андрей исполнил эту великую заповедь Христа о любви и пожертвовал собой ради спасения ближнего, за что Владыка всех благ да подаст ему блага вечные и небесные.
Первым, о случившемся событии, написал епископ Троицкий Панкратий, Игумен Валаамского монастыря на своей странице в социальной сети Facebook: «...Поздно вечером при переходе через небольшой пролив между островами, перевернулась лодка с двумя людьми. Один из них, послушник, выплыл, это было недалеко от берега, метрах в двадцати. Но, наверное, он услышал крики товарища, рабочего из архангельской плотницкой бригады, который не умел плавать и держался за перевёрнутую лодку. Сбросил с себя на камни куртку и бросился в ледяную воду на помощь. Их тела сегодня нашли. Обоих звали Андреями. Скорбим об их безвременной кончине и приносим соболезнования родственникам. Да упокоит Господь души их в селениях праведных...»
Силами МЧС России по Карелии была проведена поисковая операция, в которой участвовали представители Валаамского монастыря. Поиски осложнялись сильным ветром и большими волнами на Ладожском озере.
12 ноября 2018 года тела погибших были найдены и доставлены на Валаам, где всю ночь по ним читали Неусыпаемую Псалтирь. На следующий день почившие были отправлены в город Сортавала на освидетельствование, и вечером тоже же дня тело послушника Андрея привезли обратно на Валаам, где в среду 14 ноября в нижнем храме преподобных Сергия и Германа Валаамских состоялось отпевание и прощание с ним. Похоронили брата Андрея на Игуменском кладбище.
Благодаря современным средствам массовой информации, огромное количество людей узнали о поступке брата Андрея и молились за него вместе с нами.
Послушник Андрей приехал в монастырь из Нижнего Новгорода еще в 2011 году. До этого он был женат и у него остался одиннадцатилетний сын Саша, который живет вместе с мамой, отчимом и младшим сводным братом. После трагедии на Ладожском озере Саша написал в соцсетях, что гордится своим отцом, а бывшая супруга Надежда говорит, что папа для Саши теперь большой пример и она счастлива, что у ее ребенка такой отец.
Замечательное слово на отпевании и погребении послушника Андрея сказал иеромонах Давид (Легейда), скитоначальник Смоленского скита:
«Наступает важный, торжественный момент, который в нашем великом русском языке называется прощанием. Это слово очень глубоко по своему смыслу, и вовсе не означает некое расставание, ибо любовь Христова, любовь христианская, не знает ни расстояний, ни расставаний, и даже сама смерть не может разлучить нас с нашими возлюбленными братьями, сестрами, матерями и отцами.
Как мы сейчас читали в молитве, мы часто ошибаемся и согрешаем, яко «человецы суть, в мире живущие, плоть носящие, дьяволом прельщаемые», и вот, мы просим у Бога прощения своих грехов, что мы недодали своему собрату и недолюбили его. Мы просим у Бога прощения грехов и ему - да простит Бог вся его в ведении и неведении согрешения.
Я помню, с каким вдохновением, с каким светлым радостным лицом Андрей пришел в нашу обитель. Он проходил у меня генеральную исповедь, и я могу засвидетельствовать, что одной из основных черт его души, его характера и добродетелей, была искренность. Он был открытым человеком, а в исповеди это отражается особенно ярко. И, называя вещи своими именами, он не щадил себя, но в покаянии своем всегда был пламенен. Поэтому, борясь со всеми свойственными нам человекам немощами, он испросил благословение на пустыню, на скит.
Андрей в последнее время исповедовался у отца Саввы. Отец Савва свидетельствует, что его жизнь преобразилась духовно, он жил по-монашески с тех пор, как переступил порог обители. И только по любви, жертвуя самым дорогим желанием в своей жизни – быть монахом, принять ангельский чин, Андрей ради заботы о своей семье, о своих близких, на время переходил даже из числа братства в простые рабочие. Для того, чтобы заработать какую-то копеечку, чтобы её пересылать своим близким, о которых он помнил всегда, и не снимал с себя ответственности. Он заботился о них до конца.
«В чем застану, в том и сужу», - глаголет Господь. Трагическая кончина собрата нашего Андрея не только трагична, но и торжественна, и во многом знаменательна и поучительна для каждого из нас, ибо как сказал Господь, что на любви к Богу и ближнему, стоит весь закон и пророки, весь Закон Божий, и каждый из нас должен жить и умирать не ради чего-то, а ради кого-то. Вся наша жизнь должна быть личностна и посвящена кому-то, ибо в этой жертвенной любви, крестной, истинной, Христовой, человек раскрывается, как человек Божий. Кончина Андрея, можно сказать, была и героической, ибо, как говорят отцы, в этот ответственный момент, когда человек переходит от своего временного пребывания к вечному, в нем раскрывается вся сущность его души и сердца, всей его жизни. И Андрей поступил так, как должен был поступить, он спасал ближнего, спасал утопающего, и это очень знаменательно. Так должно быть устроено сердце христианина.
Наше братство, как и всякая семья, не ограничивается здесь стоящими, и здесь живущими, но и все те отцы и братья, которые уже отошли в вечность, переступив порог этого земного пребывания, они также составляют всё наше единое братство. И мы верим, что Андрей навсегда останется с нами. Ныне наступают решительные и важные дни для его души. Он потрудился, как смог на благо обители. И не только для братства – он долгое время нес послушание в гостинице, встречая множество паломников с той же любовью христианской, гостеприимством и радостью. Теперь настает время и нам потрудиться, и воздать свое братское попечение о его душе. По обычаю, в течении 40 дней мы сугубо молимся об упокоении почившего, о принятии его в Дом Божий, в Царствие Небесное».
Можно с уверенностью сказать, что милостивый Господь забрал брата Андрея в лучший момент его жизни, ведь нет ничего выше той жертвы, когда кто полагает жизнь свою за ближнего своего. И хотя он не смог спасти другого человека, но сделал для этого все со своей стороны.
***
В истории Валаамского монастыря есть похожая история, произошедшая в 1867 году с монахом Игнатием.
В ноябре 1867 года о. Игнатий с братией был послан по монастырским делам на Германовский скит. На обратном пути в обитель их лодка была отнесена сильным ветром к одной из деревень на берегу Ладожского озера. Из этой деревни о. Игнатий вместе с провожатым вынужден был отправиться пешком в деревню Менчелово по льду, который в недавно замерзших заливах был еще тонок и представлял опасность для путников. Так и случилось. Крестьяне с берега увидели, как сначала провалился под лед один человек, а за ним и другой. Долго они слышали крики, но помочь ничем не могли. Впоследствии, когда лед окреп, жители деревни стали искать тела утонувших, но, к сожалению, не нашли.
Почти через год, 22 августа 1868 года один крестьянин обнаружил всплывшее тело о. Игнатия у берега. Оно было сразу погребено на одном из монастырских островов. А через некоторое время останки монаха Игнатия по благословению игумена Дамаскина были перевезены на Валаам и второй раз погребены на братском кладбище.
Как-то раз иеромонах Нафанаил (Солдатов), погруженный в грустные мысли о печальной кончине о. Игнатия и двойном погребении его тела, в легком сне увидел, как к нему в келью зашел почивший.
– «Ты же умер, утонул», — воскликнул пораженный видением о. Нафанаил.
– «Нет, я жив, — ответил о. Игнатий. — Мне здесь хорошо. Я был на послушании и потонул из-за любви к ближнему, спасая товарища».
Так Господь прославил раба Своего, как исполнившего Его заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 490952