В Никоновской бухте Валаама, неподалеку от причала для больших круизных теплоходов, стоит небольшое судно, с борта которого на ладожские глубины спускаются дайверы из петербургского дайвинг-клуба «Атрина». Исследуется затонувший в 1940 году пароход «Walamon luostari» («Валаамский монастырь»).
Сразу отметим: дайвинг для членов клуба – хобби, которому они посвящают свободное время. Среди них – медики, инженеры, специалисты по IT-технологиям.
— Вот только что мы обнаружили шлюпку – предположительно с «Walamon luostari». Будем изучать, – говорят дайверы. Показывают изображения, полученные с помощью эхолота, – и шлюпки, и парохода, который в длину 30 метров.
Первыми пароход «Валаамский монастырь» обнаружили дайверы из Орловского клуба подводного плавания «Диво» около двух лет назад.
— Мы же обнаружили пароход совершенно независимо от них, но на месяц позже и не претендуем на звание первооткрывателей. Дело было так: мы спустились на глубину – осматривали две затонувшие баржи дореволюционной постройки. И – потеряли ориентацию. Это только кажется, что вода в Ладоге прозрачная. Здесь большой метровый слой ила. Уже на глубине 7–10 метров ничего не видно. Без фонаря не обойтись. И вот блуждаем – и вдруг фонарь освещает еще одно судно, которое мы раньше не видели. Потрясающее ощущение, ради которого и стоит заниматься дайвингом, – рассказывает Александр Румянцев.
В этом году дайверы забили тревогу. С «Walamon luostari» исчезли рында (корабельный колокол), фонарь, часть телеграфного аппарата. Значит, кто-то еще нашел место затопления судна.
— На этом пароходе нет и быть не могло золота и бриллиантов, но он сам и предметы на нем – все-таки имеют историческую значимость. Все дайверы знают примеры, когда с затонувших кораблей исчезали предметы. Скажем, в районе Лахденпохьи мы лет десять каждый сезон наблюдали затонувшую баржу с кирпичами производства Валаамского кирпичного завода. На некоторых кирпичах стояло клеймо «ВМ» и год изготовления. А сейчас кирпичи исчезли. Можно только предполагать куда. Они ценятся у коллекционеров по всему миру, ибо Валаамская обитель – одна на всю планету. Не хотелось бы, чтобы история повторилась с «Walamon luostari», – подчеркнула Любовь Яньшина.
Дайверы говорят, что положенные по закону сто лет со времени затопления, когда корабль автоматически перейдет под охрану государства, еще не прошли. Выходит, ничего противозаконного не делается, но, безусловно, хотелось бы, чтобы предметы с судна были в экспозиции общедоступного музея. Был же пример, когда другие дайверы (тоже из Петербурга) доставали затопленные полуторки с Дороги жизни и их находки помещены теперь в Музее Кобоны: одна под открытым небом, вторая – в новом отстроенном здании.
Поэтому дайверы собираются поднять якорь с «Walamon luostari» – для музея Валаамского монастыря, чтобы он «не ушел» в частную коллекцию. Они вообще верят, что нашли затонувший корабль не просто так, что сам пароход словно попросил их о помощи, чтобы его «оставили в покое» корыстные любители подводной археологии, а его экспонаты все-таки заняли место в музеях.
Понятно, что, обнаружив корабль, дайверы собирают сведения о его истории.
«Walamon luostari» был построен в начале 1860-х годов на верфи в Швеции. Тогда он назывался «Kjell». В начале XX века его владельцем был купец Хозяинов, занимавшийся лесозаготовками. В 1914 году на судне случилась трагедия – из-за проблем с паровым котлом вырвалась струя обжигающего пара: молодой машинист получил огромные ожоги. Как вспоминали очевидцы, парень от нечеловеческой боли выбросился за борт, его спасли, но он скончался в больнице. А в 1930 году судно, находящееся в хорошем состоянии, было выставлено на торги и приобретено Валаамской обителью. На судне, переименованном в «Walamon luostari», стали возить паломников, пока в преддверии Зимней войны судно не забрали для нужд военно-морского флота Суоми.
Во время войны пароход попал под налет авиации, на корме начался сильный пожар. Судно затонуло на глубине примерно семь метров.
— Мы обнаружили эту выгоревшую корму с полностью сгоревшей деревянной надстройкой сверху, отмечает Георгий Клоков.
— Потом финны исследовали судно, но пришли к выводу, что поднимать его не стоит: слишком велики разрушения. Понятно, что и сейчас поднимать судно на поверхность целиком вряд ли кто будет: это все-таки не корабль викингов и даже не легендарная блокадная полуторка. Но дайверы надеются, что «Walamon luostari» заинтересуются музеи, специализирующиеся на морской тематике. Ведь, как они уверяют, на судне осталось много интересного: мачты, спасательные шлюпки. Сохранились и предметы интерьера: посуда, столы, стулья, даже вешалки для одежды. В планах дайверов – дальнейшие исследования вод, омывающих Валаамский архипелаг. Надеются найти древнее судно.
Татьяна Тюменева, газета «Вечерний Санкт-Петербург»
P.S. 10 августа нынешнего года закончился еще один этап экспедиции дайверов и во время очередного погружения они подняли с парохода «Walamon luostari» судовой багор и дверную ручку. Эти предметы были торжественно переданы в фонды Музея Валаамского монастыря. Следующий приезд на Валаам в планах у исследователей в сентябре этого года.
Сотрудники Музея выражают огромную благодарность за переданные предметы и фотографии: руководителю экспедиции — Яньшиной Любови Игоревне, капитану исследовательского судна Скоц Вячеславу Степановичу, водолазу Клюкову Георгию Владимировичу и всем участникам экспедиции.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481113