На Валааме был практически каждый петербуржец. И сотни горожан приезжают сюда постоянно. Не могут не поехать: Валаам притягивает.
Некусачие пчелы
Те, кто постоянно ездит на Валаам, не могли не заметить новинку этого сезона: летное поле центральной усадьбы превратилось в нечто сказочно-фиолетовое. Нет, это не лаванда, а медонос – фацелия. И на ее цветках собирают нектар десятки тысяч пчел. После завершения «трудового дня» пчелы летят домой, в ульи, расположенные в верхнем, Аптекарском саду обители. С этого года маленькую пасеку на несколько ульев решено превратить в пасеку масштабную – уже на 50 ульев, в каждом из которых могут проживать до 50 тысяч крылатых тружениц.
– Но не волнуйтесь. Наши пчелы – не кусачие. Специально подбирали такой вид. Для Валаама, где много туристов, паломников, не говоря уж о братии, это архиважно. Остановились на породе бакфаст, выведенной бенедиктинским монахом. Пчела миролюбивая, работает до поздней осени, у нее повышенная устойчивость к болезням. Важно разводить этих пчел именно в условиях острова, чтоб не скрещивались с остальными, – рассказывает трудник Иван Шешин, сам пасечник из Красноярска, решивший помочь обители осваивать новое дело.
Пчелы живут в финских ульях, похожих на ящички. Из таких можно «надстраивать» ульи по мере надобности, что очень удобно. К тому же ящики – легкие, из синтетического материала, не нагреваются на солнце и долго держат тепло. Первый сбор меда прошел к Медовому Спасу.
Пчеловодство – еще одно направление, которое восстановлено со Старого Валаама. Уже возрожден свечной завод, хлебопекарня, рыбокоптильня, сыроварня, кузница.
Краска из малахита
Иконописная мастерская тоже была на Старом Валааме, теперь возрождена и занимает светлое большое помещение в Свято-Владимирском скиту.
Как поясняет руководитель мастерской иеромонах Сергий, принципы написания икон – классические. Азы мастерства художники, пришедшие в монастырь из мира, постигали у известных иконописцев Натальи и Николая Богдановых.
Краски используются натуральные, которые были в ходу еще во времена Андрея Рублева. Используется яичный желток, сусальное золото. И… камни. Камни с ярко выраженным цветовым эффектом, например лазурит, азурит, малахит, дробят, а затем растирают в ступке. На основе цветного «каменного» порошка и делают краску. Написанное такими красками не будет выгорать веками и сохранится для будущих поколений.
В упомянутом Свято-Владимирском скиту расположена и музейная экспозиция. Поражают фотографии, на которых запечатлено строительство Спасо-Преображенского собора – главного храма обители. Насельники с козлами за плечами, на козлы закреплены кирпичи – до восьми кирпичей каждый весом до 7 – 8 килограммов – поднимаются вверх по строительным лесам. Поистине титанический труд. Всего на собор пошло 3,5 миллиона кирпичей местного, валаамского производства.
Образцы исторических кирпичей с клеймом «ВМ» и годом производства также представлены в экспозиции. Возьмешь в руку – большая тяжесть, не сравнимая с весом кирпичей современных. Много других экспонатов с клеймом «ВМ», то есть сделано в обители: насадка для топора, утюг, даже чугунная гиря для чистки дымохода. А рядом – старинный фотоаппарат: на Валааме была открыта одна из первых в России фотомастерских.
Ныне возрождаются на Валааме не только старинные ремесла. Уже восстановлены практически все святыни. Более того – появляются новые, но органично вписывающиеся в окружающий пейзаж. Например, идут отделочные работы белоснежной Казанской церкви на берегу Тростяного залива. А одна из новых часовен – во имя Иконы Валаамской Богоматери – настолько красиво украсила собой вход в Монастырскую бухту, что кажется – она была там всегда.
Татьяна Тюменева,
газета Вечерний Санкт-Петербург
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 490900