29 августа делегация из Египта прибыла на остров Валаам. В Спасо-Преображенском Валаамском монастыре коптских монашествующих встретил игумен обители епископ Троицкий Панкратий. Гости проследовали в Спасо-Преображенский собор и поклонились мощам основателей обители – преподобным Сергию и Герману Валаамским, а также чудотворной Валаамской иконе Божией Матери. Затем в игуменских покоях делегацию принял епископ Панкратий.
В тот же день гости посетили Всехсвятский и Смоленский скиты Валаама. В Смоленском скиту состоялось продолжительное общение коптских паломников со скитоначальником иеромонахом Давидом и братией, которые проявили большой интерес к жизни Коптской Церкви, подвигам ее новомучеников и особенно духовной и аскетической традиции монашества древнего Египта, восходящей к преподобным Макарию и Антонию Великим. Так, некоторые отшельники живут в отдаленных местах и в течение многих лет не общаются с паломниками и мирскими людьми. Интересно отметить, что некоторые нюансы коптского богослужения совпадают с православным.
30-31 августа в продолжение пребывания на Валааме делегация посетила Ильинский, Воскресенский, Гефсиманский и Владимирский скиты, а также Святой остров (скит прп. Александра Свирского). Также гости ознакомились с хозяйственной деятельностью монастыря, побывав в валаамских садах, на сыроварне и молочной ферме.
Паломники из Египта отметили, что на Валааме они почувствовали себя как дома. Также символично, что монахи из Южной Фиваиды посетили, так называемую, русскую «Северную Фиваиду», и в конце года, если Господь благословит, на основе братства Валаамского монастыря планируется сформировать делегацию от Русской Православной Церкви, которая совершит паломничество по святым местам христианского Египта.
В составе делегации игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви Россию посетили: настоятель Эль-Мухарракской обители во имя Пресвятой Девы Марии (провинция Асьют) епископ Вукол, глава делегации; настоятель монастыря во имя святых Фомы и Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) епископ Саверий; настоятель монастыря Пресвятой Девы Марии в Ахмиме (провинция Сохаг) епископ Матфей; наместник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне епископ Агафий; первый Патриарший викарий в Каире епископ Михаил; Патриарший секретарь, насельник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне иеромонах Кирилл Анба Бишой; насельник Эль-Мухарракской обители во имя Пресвятой Девы Марии (провинция Асьют) иеромонах Тавадрос Эль Мохарраки; насельник монастыря во имя святых Фомы и Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) монах Макарий эль-Томаси; насельник монастыря Пресвятой Девы Марии в Ахмиме (провинция Сохаг) монах Юссеф эль-Ахмими; насельники монастыря преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне монах Петр эль-Макари, монах Зевс эль-Макари, монах Меркурий эль-Макари и монах Марк эль-Макари; специальный представитель Коптской Патриархии доктор Антон Милад.
Связи между народами исторической Руси и христианами Египта имеют глубокие исторические корни. Практически с момента принятия христианства на Руси взоры наших благочестивых предков обращались на земли христианского Востока, где находятся великие святыни. В орбиту посещения русскими паломниками входили не только Палестина, Сирия и Малая Азия, но и Египет — родина христианского монашества, место, где сохранилось много следов пребывания Святого Семейства. В ходе паломничеств происходили контакты между христианами Руси и Египта. Среди последних копты всегда составляли абсолютное большинство, являясь в то же время хранителями святых мест египетской земли и продолжателями традиций монашества, заложенных представителями этого древнего народа - Антонием Великим, Павлом Фивейским, Макарием Великим, Паисием Великим, Пахомием Великим и многими другими.
В 1845 и 1850 гг. Египет посетил глава Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский), автограф которого и сегодня можно увидеть на стене главного собора коптской лавры Преподобного Антония Великого в Восточной пустыне близ Красного моря. Тогда же отец Порфирий написал немало сочинений, посвященных Коптской Церкви. Среди самих коптов эти сочинения также были достаточно широко известны еще в позапрошлом столетии, равно как и труды таких русских святых, как свтт. Филарет Московский, Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), св. Иоанн Кронштадтский.
Официальные контакты осуществлялись и на высшем уровне, – в частности, Патриарх Коптский Петр VII неоднократно встречался с делегатами Императора Николая I, а русский посланник в Константинополе А. Б. Лобанов-Ростовский имел переписку с Патриархом Кириллом IV. Большим авторитетом у коптского народа пользовался Император Александр III, по смерти которого в 1894 г. в кафедральном соборе Св. Марка в Каире была совершена панихида. Иерархи Коптской Церкви присутствовали также на состоявшейся в 1896 г. в Москве коронации Императора Николая II.
В период с 1917 по 1943 г. Русская Церковь, находившаяся в условиях тяжких богоборческих гонений и почти полной вынужденной изоляции, не имела возможности поддерживать связи с Коптской Церковью, равно как и с другими Церквами. Однако сразу после обретения ею такой возможности контакты были возобновлены. Уже в 1945 г. состоялся первый визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Египет – Александрийскую и Коптскую Церкви посетил Святейший Патриарх Алексий I, тогда же в Каире было учреждено представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки, в непосредственные задачи которого входило поддержание контактов и с Коптской Церковью. Второй раз Святейший Патриарх Алексий побывал в Египте и встретился с Коптским Патриархом Кириллом VI в 1960 г.
Делегации Коптской Церкви регулярно приглашались на общецерковные торжества Русской Православной Церкви. В том числе они присутствовали на Поместных соборах 1971 и 1990 гг. Весьма значительный вклад в активизацию межцерковных контактов с коптской стороной внес председатель ОВЦС митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, лично неоднократно посещавший Египет еще с конца 1950-х гг., будучи в сане архимандрита и занимая пост начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Именно ему принадлежит идея наладить интенсивный обмен церковными делегациями и организовать систематическое направление студентов из числа коптских христиан в духовные школы Московского Патриархата.
В 1991 г. визит в Египет также совершил Святейший Патриарх Алексий II, а в 2010 г. – Святейший Патриарх Кирилл.
Первым в истории Предстоятелем Коптской Церкви, совершившим визит в пределы Московского Патриархата, стал Патриарх Шенуда III (1972 г.). В 1988 г. он во главе большой коптской делегации посетил нашу страну вторично, приняв участие в торжествах в честь 1000-летия Крещения Руси. В 2008 и 2009 гг. по благословению Патриарха Шенуды коптская делегация присутствовала на погребении Святейшего Патриарха Алексия II и интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, соответственно. Аналогично, представители Русской Православной Церкви посещали в 2012 г. Каир для присутствия на погребении Патриарха Шенуды и на интронизации ныне здравствующего Патриарха Тавадроса II.
В ходе состоявшегося 28 октября – 4 ноября 2014 г. визита Патриарха Тавадроса в Россию и его встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом была достигнута договоренность о расширении сотрудничества, – в частности, была учреждена специальная Комиссия по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. Сегодня между двумя Церквами осуществляется регулярный обмен делегациями и реализуются совместные проекты, в том числе в области двусторонних богословских консультаций, а также в академической, медийной, диаконической и молодежной сферах.
Одним из важнейших направлений этого взаимодействия являются контакты между представителями монашества двух Церквей. Коптские иерархи и клирики всегда интересовались жизнью русских монастырей, равно как и посещение коптских обителей Египта традиционно входило в программу многих визитов русских церковных делегаций. В монастыре Св. Бишоя (Паисия Великого), имеющем статус Лавры и одной из Патриарших резиденций, проходили многие встречи Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, в т. ч. ее пленарные заседания. Исторически именно монастыри являются для коптов главным центром церковной жизни, практически все коптские епископы постоянно проживают в монастырях и являются их настоятелями или наместниками.
Наиболее известные и почитаемые во всем христианском мире коптские святые (прп. Антоний Великий, прп. Павел Фивейский прп. Макарий Великий, прп. Паисий Великий, прп. Пимен Великий и др.) являются представителями монашества. В Коптской же Церкви хорошо знают и любят русских подвижников – преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, свтт блж. Ксению Петербуржскую и Матрону Московскую. Взаимное изучение египетской и русской монашеских традиций имеет обоюдно важное значение. Для нас особенно интересен опыт сохранения в египетских монастырях жизни по уставам, созданным отцами-основателями монашества.
В период с 2016 по 2021 г. святые места Египта (среди них – монастыри Нитрийской пустыни, где пребывают мощи многих великих подвижников Египетского патерика, а также находящиеся в Восточной пустыне близ Красного моря лавры Преподобного Антония Великого и Павла Фивейского) уже восемь раз посещали монашеские делегации Московского Патриархата. В этот же период в Египте неоднократно побывали паломнические группы из разных русских епархий. Ответные делегации Коптской Церкви побывали в России и посетили святые места Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербургской митрополии и Нижегородской земли. Со стороны Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла развитие данного направления сотрудничества с Коптской Церковью курирует председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, в ноябре 2016 г. возглавивший первую из вышеозначенных делегаций.
Данное сотрудничество получило широкий положительный резонанс в обеих Церквах. В частности, духовное наследие отцов Египетского патерика стало основной темой международной конференции Синодального отдела по монастырям и монашеству (Москва, ноябрь 2018 г.). В 2018 – 2021 гг. коптские монастыри Египта также неоднократно посетили съемочные группы СМИ Русской Православной Церкви, которые создали ряд документальных кинопроектов, посвященных истории и современной жизни верующих этой древней христианской традиции.
Нынешний паломнический визит коптской монашеской делегации в Русскую Православную Церковь был самым масштабным, как по составу участников (впервые в состав подобной группы входит сразу пять лиц в епископском сане), так и по представленной программе – за 10 дней запланировано посещение святых мест и историко-культурных достопримечательностей на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Тверской, Новгородской и Санкт-Петербургской митрополий. В эти дни впервые по приглашению Святейшего Патриарха Кирилла официальные представители Коптской Церкви посетят древние храмы и обители Твери и Великого Новгорода, а также известные святыни Русского Севера – Спасо-Преображенский Валаамский и Свято-Троицкий Александро-Свирский монастыри.
Следует отметить, что архиереи, входящие в состав коптской делегации, представляют епархии и монастыри Верхнего Египта - той самой Фиваиды, которая прославилась в истории христианства как земля монастырей, устроенных по уставу святого Пахомия Великого. Ныне ее представители посещают "Северную Фиваиду", хранящую историческое достояние русского монашества.
По материалам: https://mospat.ru/ru/
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 468145