Рассказывает Наталья Минина:"Когда Николай Кондратьев пришёл в Саровскую пустынь по велению сердца и души, ему было лет 15, от силы 16. Но он записался 18-летним, иначе бы его не взяли послушником. Он начал послушничать, но монахом он стал не в Саровской пустыни, а в Астраханской епархии. Сарову он отдал себя, все свои силы уже как опытного монаха".
В Астрахани к архимандриту Мефодию, известному своими монашескими подвигами, послушник Николай Кондратьев отправился по благословению своего духовника игумена Варлаама. В Спасо-Преображенском монастыре он надеялся пройти истинную школу монашества и вскоре стал келейником архимандрита Мефодия. «Отец Мефодий был примером всякой добродетели, был правды ревнитель, кротости, смирения образец, трудолюбия и воздержания рачитель, обидимых защитник».(Из летописи астраханского Спасо-Преображенского монастыря).
В 1760 году послушник Николай был пострижен в иночество с именем Назарий. Через 4 года после пострига иеродиакон Назарий возвратился в Саровскую пустынь и в 1776 году был посвящён в иеромонахи. Главной заботой отца Назария всегда было строгое исполнение иноческого устава.
Рассказывает Ольга Ипатова (главный хранитель музея Валаамского монастыря): "Свой монашеский путь (отец Назарий) начинал в Саровской пустыни. Отличало его стремление к молитвенному уединению. Он очень часто уходил, в одиночестве молился, и именно такая молитва была ближе всего его сердцу, его душе. Совершая паломничество в Соловецкий монастырь, он увидел, что там есть отдельные острова, есть места, где можно спокойно, в уединении помолиться".
Прибыв на Соловки, саровские паломники поселились в Анзерском скиту, пребывавшем в полном запустении, и прожили там до весны. Вернувшись летом в Саровскую пустынь, отец Назарий обратился в Святейший Синод с просьбой позволить ему и нескольким монахам восстановить древнейший Анзерский скит на Соловецких островах и поселиться там с братией, «желая в нём препровождать свою жизнь охотно». Письмо это прочёл архиепископ Санкт-Петербуржский и Новгородский Гавриил.
Рассказывает Наталья Минина : "Это было бы реально суровое житие. Они прожили в этом заброшенном скиту целую зиму. Они выдержали. Когда отец Назарий подробно описал их житие, подвиги, которые они были вынуждены совершать там по мере необходимости, всё-таки суровая природа и молитвенные подвиги, тогда понял, что это очень недюжинный человек, и вызвал его к себе. А в тот момент в некотором запустении помимо прочих очень известных монастырей находилась Валаамская обитель.
Ольга Ипатова (главный хранитель музея Валаамского монастыря):" К 80-м годам XVIII века число братии было менее 10 человек и более того, службу вёл белый священник. Не ладилась внутренняя духовная жизнь в обители. Постройки велись из дерева и дважды в XVIII веке Валаамский монастырь зимой полностью сгорал".
Митрополит Гавриил искал сильных и праведных подвижников для восстановления древних обителей. «Мужей богодуховной жизни, которые бы, насадя в обителях добродетельные подвиги, послужили бы спасению других». Об отце Назарии впервые он услышал от своего келейника отца Феофана. «Старец Назарий жил в пустыни 7 лет. Он сапоги по 6 лет нашивал, платье носил рубищное». Владыка Гавриил понял, что только такой простой, деятельный и сильный духом монах-аскет сможет восстановить Валаамскую обитель. И вскоре отец Назарий отправился к новому месту служения.
Рассказывает Наталья Минина: "И вот с тех пор начинается его, если можно сказать языком светским, хождение по мукам, потому что очень много сил было отдано. Как он писал в письме одному из своих соотечественников: «Бьёшься, бьёшься как рыба об лёд, и получается – не получается».
Иеромонах Назарий прибыл на остров Валаам в январе 1782 года в обезлюдевший, полуразрушенный монастырь, свою обитель.Рассказывает Наталья Минина: "Там уже практически не было монахов. Там было несколько белых священников и 1–2 монаха. Служить даже было некому. В первый год после прибытия отца Назария в Валаамский монастырь он служил один, даже некому было помочь".
"Если любишь Христа Бога, терпи, как и он претерпел, и твори всё то, что Ему угодно, Он учил и творил. Непременно и твоя любовь должна быть такова, чтобы добро творить, терпеть, не смущаться в находящих на нас скорбях и во всём всегда Его благодарить, не словами и языком, но самими делами, сердцем, умом, от всей души, крепости и помышления возлюбить Его ты должен".
Рассказывает Ольга Ипатова: "Отец Назарий был ещё и очень талантливым архитектором. Именно при нём Валаамский монастырь начинает отстраиваться в камне. Здесь, где сейчас стоит Свято-Владимирский скит, были в XVIII, XIX, даже XX веках были залежи хорошей голубой глины. Из этой глины выжигали кирпичики. Мы их и сегодня находим, сохраняем. Кирпичики клеймёные - это отдельная очень красивая история Валаамского монастыря – валаамские кирпичики. При отце Назарии их начали выжигать для того, чтобы строить в камне. Построена была Благовещенская часовня на причале в монастырской бухте. Считается, что это самое первое каменное строение на Валааме. И также при отце Назарии впервые появился Спасо-Преображенский собор в камне".
Рассказывает Наталья Минина: "Потихонечку, с одного, с двух человек начинает собираться валаамская братия его великими трудами. И конечно если он, игумен Назарий (сначала он был строителем, а затем стал игуменом), восстановил монашескую жизнь, ввёл строгий устав, братию окормлял, опекал, собирал её".
Игумен Назарий пришёл из Саровской пустыни и с собою внёс Саровский Устав, который был изменён, чем-то дополнен и превратился в Валаамский Устав, по которому монастырь живёт до сих пор. Отец Назарий устанавливает порядок пустыни: молитва и труд, общая трапеза, обязательное посещение всех богослужений, запрещение винопитий среди братий. Валаамским монастырём управляет Духовный собор из числа 10 опытных отцов, которые уже долгое время пробыли в монастыре, и только в случае единогласного выбора собор этот принимает решение.
Монах Ефрем (Мухин), эконом Валаамского монастыря: "Строгий он очень был. Понедельник, среда, пятница – постные дни. Двухразовое питание для братии. Обязательное пребывание на богослужении. Если новоначальный послушник пропускал один или два раза богослужение, он изгонялся из монастыря. В Валаамский монастырь был запрещён провоз спиртного, табачных изделий, все корабли досматривались. Даже существовала такая легенда, что, если в монастырь прибывал пьяный турист или паломник (тогда не было слова «турист»), его высаживали на необитаемом острове на сутки, потом забирали – так называемый отрезвитель. Такое было предание. Даже была шутка, что в районе Никольского скита, где была таможня, вода имеет несколько градусов спирта, потому что спиртное туда выливалось".
Ольга Ипатова (главный хранитель музея Валаамского монастыря): "В основе устава современного Валаамского монастыря лежит тот же Устав Саровской пустыни, привезённый отцом Назарием. Отец Назарий ввёл на Валааме три формы жительства. Все эти три формы жительства на сегодняшний день на Валааме представлены в полной мере: общежительная, скитская (мы с вами сейчас на скиту Владимирском, современный скит) и пустынножительство".
Валаамский игумен понимал: для истинно монашеской жизни мало отстроить стены монастырей, важно дать инокам руководство, поучение святых подвижников.Для этого он предложил перевести с греческого и издать в России сборник духовных книг «Филокалия», и первым делом отец Назарий начал переписку с преподобным Паисием Величковским.
Старец Паисий был вдохновителем старчества, 17 лет провёл на Афоне и занимался переводом творений святых отцов. На просьбу отца Назария о предоставлении своих рукописных переводов для издания ответил, что его дословные переводы сложны, требуют доработки, и посоветовал обратиться к знатокам греческого языка. Митрополит Гавриил благословил отца Назария. Для перевода труды старца Паисия и сборник «Филокалия» отдали преподавателям Санкт-Петербуржской и Московской духовных академий. Учёным-переводчикам владыка Гавриил предписал: «Во всём советоваться со старцем».
Митрополиту говорили: «Как ты можешь давать для корректуры, для внесения исправлений человеку, который по-гречески не понимает». Он отвечал: «Зато он хорошо знает монашескую жизнь».
В 1792 году игумен Валаамского монастыря отец Назарий подал прошение в Святейший Синод с просьбой об издании «Добротолюбия» на свой кошт, то есть на свои средства. 11 мая 1793 года в Москве, в Синодальной типографии вышел первый русский перевод «Добротолюбия». Эти 2400 экземпляров были изданы на средства Преподобного Игумена Назария.
Наталья Минина: "Я думаю, что «Добротолюбие» уже очень много переиздавалось, во многих томах издается. «Добротолюбие» – это настольная книга современного монаха. Ту мудрость, которая там заключена, сейчас можно взять на вооружение. Хотя это писалось, это собрание древнейших, древнейших свидетельств и поучений монахов древних, подвижников благочестия".
Старец Назарий не только оплачивал перевод текстов и издание книг из своих средств, но и хлопотал о рассылке «Добротолюбия» по монастырям и епархиям.
Наталья Минина: "Многие монастыри были бедными на тот момент и не могли себе позволить купить, или выкупить «Добротолюбие» из Московской типографии. И тогда он просто обратился с письмом к иерархам церкви, чтобы как-нибудь бесплатно, просто раздавать книгу монастырям, особенно маленьким и бедным монастырям. Валаамская его эпопея, конечно, это большая часть его жизни. Саровская пустынь … Он же еще восстановил, под Санкт – Петербургом Свято-Троицкий монастырь. Он не очень большой, но он тоже способствовал тому, чтобы там началась достаточно строгая монашеская жизнь. Вы знаете, при всем при том, он был обычный человек. Но даже в глубине души большой ребенок".
В 1795 году Митрополит Гавриил, собирая миссию на Аляску обратился к Отцу Назарию с просьбой – подготовить миссионеров – подвижников, крестить язычников – алеутов.
Наталья Минина: "Владыка Гавриил обратился именно к Игумену Назарию сформировать, выделить часть монахов, прислать из Валаамского монастыря. Дело в том, что миссию составляли не только валаамские монахи, вы знаете там были несколько монашествующих и из других монастырей, но все-таки основу, костяк составили именно валаамские монахи".
Одним из подготовленных Преподобным Назарием миссионером был Отец Герман. Ставший в последствие Святым Пастырем православной Америки – Германом Аляскинским.
Ольга Ипатова: "Вот эта личность Отца Германа, она во многом сформировалась благодаря тем духовным наставлениям, той молитвенности, а может быть и где – то прозорливости отца Назария, что именно Отец Герман поехал на Аляску, где при жизни его уже называют святым «дедушкой Апа». И когда в начале XXI века на Валаам приезжала миссия православной церкви Соединенных Штатов, то в нижнем храме после службы совершенной литургии были сказаны очень красивые слова, что Валаамский монастырь подарил Северной Америке самое дорогое, через Отца Германа Валаамский монастырь подарил Северной Америке, – православие".
Наталья Минина:"Вот на такую высоту была поднята древняя Валаамская обитель при Игумене Назарии. И к тому же долгие годы сотрудничества на ниве православия, конечно, очень тесно связали Игумена Назария и Владыку Гавриила".
Ольга Ипатова: "Свой пост настоятельский оставил в самом начале XIX столетия - в 1800 году. Уже и здоровье подводило, и Отец Назарий, который пришел в малочисленный монастырь при братии менее 10 человек, уже к началу XIX века сплотил уже вокруг более 30 монаствующих. При нем уже были поставлены храм и теплые кельи. Отстроен Скит «Всех Святых» в камне, и он решает удалиться на покой. И уходит в пустыньку. Отец Назарий жил там, как он хотел, в уединении, в молитвенном уединении. Но вот этот внутренний свет, внутренняя мудрость, дар прозорливости, конечно, все равно привлекал к нему и тех, кто шли за советом, за молитвенным наставлением".
Из воспоминаний Архимандрита Феофана Соколова: «Преосвященный Гавриил спросил однажды Отца Назария – кто у него хуже всех? Он отвечал – все хорошо. Ужели то нет никого худого? Владыко Святый, я – один».
В октябре 1805 года Игумен Назарий Валаамский возвратился в Саровскую пустынь.
Наталья Минина: "Он возвращается. Но он не остается в самой пустыни Саровской. В трех километрах от пустыни вместе со своим верным келейником они строят небольшую пустыньку - маленький – маленький домик, где он последние годы с 1805 по 1809 год и прожил остаток своей жизни на берегу реки Саровки".
К Преподобному Назарию приходили за советом и наставлениями и монахи, и монахини. Под руководством и по благословению Отца Назария в Тамбовской и Нижегородской епархиях образовались женские монашеские общины.«Великая высота – смирение! – наставлял сестер старец. Знатное достоинство и честь - смиренномудрие. Нет смиренного выше, и худшего у Христа – славнее по свидетельству истины».
Наталья Минина: "Тогда среди мужского монашества очень не одобрялось. Вообще многие монахи не понимали, а женщины только и полагались на таких подвижников, которые без всякой задней мысли просто все отдавали, что у них было. Ему примеру позднее последовал Отец Серафим Саровский".
«Бога ради обучайтесь, старайтесь, пустынные горлинки. Пустыня что значит? Совесть незазорная; ум очищенный молитвою. Поста не теряй. А пост с молитвою, труда не теряет. Блажен сажай сады в душе своей». Душеполезные наставления отца Назария монашествующим.
Ольга Ипатова: "Очень часто на Валааме рядом с отцом Назарием ставят икону удивительного русского Святого Преподобного Серафима Саровского. Это не случайно, когда молодой послушник Прохор приходит в Саровскую пустынь, то своим духовным отцом, духовным настоятелем получает Отца Назария. Отец Назарий прославлен после своей кончины. Его особо конечно почитают на Валааме, но, он входит в состав Валаамских Святых, Саровских Святых и Тамбовских святых».
СТАРЧЕСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИГУМЕНА НАЗАРИЯ ВАЛААМСКОГО
Наталья Минина: "Я думаю, стремление отца Назария к монашеской жизни, наверное, шло из глубины его души. А шло из понимания его предназначения, которое он почувствовал. Но если в 15 лет приходишь, а выдаешь себя за 18 летнего в такой серьезный монастырь, как Саровская пустынь, то, наверное, ты глубоко убежден в правильности выбранного тобой пути. И, несомненно ты чувствуешь, что это, скажем, Божий промысел. И вот то, что это был Божий промысел, наверное, это и проявилось в его внутренней строгости".
«Боголюбивому человеку ничто же не потребно кроме Бога. Если Бога приобрящет – давлеет ему. Один святой вечно плакал: «Покой ты мой, покой небесный. Где тебя найти? Только в кресте и во Христе!».
Телекомпания «Сретение» при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, при участии Синодального отдела по делам молодёжи Русской православной церкви.
фотоматериалы братии Валаамского монастыря
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473060