В 2010 году в Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом была установлена традиция 9 мая совершать особое поминальное богослужение, посвященное памяти жертв Великой Отечественной войны. В нем радость об окончании самой чудовищной в истории войны и о победе в ней соединяется со скорбью о всех тех, кто пал во время сражений, умер от ран, погиб в концлагерях и в плену, пропал без вести.
В Валаамском монастыре на панихиде, прошедшей на Игуменском кладбище у мемориального креста, поминали, прежде всего, воинов. Монахи - воины Христовы – молились об упокоении советских воинов, отдавших жизнь за Родину. Сегодня, когда в России можно открыто исповедовать Православие, многие вспоминают слова апостола Иоанна: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя” (Ин. 15:13).
Среди длинных списков - имена инвалидов-фронтовиков, закончивших жизнь в валаамском доме-интернате, бойцов 168-й стрелковой дивизии, эвакуированных в 1941 году на Валаам, похоронивших здесь однополчан, погибших и умерших,а также стостраничный список павших воинов, имена которых присылали в монастырь несколько лет назад к 70-летию победы, “всех Победы ради потрудившихся, на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных”. Традиция молиться за павших воинов – вековая традиция Валаамского монастыря, заложенная в Смоленском скиту, который был построен именно с целью поминовения погибших защитников Российской империи.
После совершения панихиды Игумен Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий с волнением произнёс речь, тронувшую всех пришедших на кладбище:
Дорогие отцы, братья, воины!
Сегодня особый праздник, который, действительно, можно назвать всенародным. Думаю, нет человека, который в этот день не вспомнил бы, не помянул погибших, не праздновал великую Победу, которую с Божией помощью нашей стране и ее союзникам удалось одержать в Великой Отечественной Войне.
В церковном богослужении есть слова “и память их в род и род”; память тех, кто отдал свои жизни, здоровье, силы ради этой великой Победы – “в род и род”. Память самой Победы – “в род и род”! У некоторых народов есть особые дни, которые вспоминают на протяжении всей истории существования этноса. Но праздник Победы – памятен не только для нашего народа. Это всемирный праздник. Потому что та война была войной добра с абсолютным злом, которое несло смерть, разрушение, уничтожение. Поэтому эта война – христианская война. Так же как Христос победил смерть, победил зло, так же и здесь добро победило зло.В самом начале литии над мемориалом пролетела стая журавлей... Низко, меж деревьев…Все замерли, и все те кто поминал погибших солдат - их услышали, услышали их голоса, голоса журавлей, голоса солдат...
Наверное, в нашей стране нет семьи, которой не коснулась бы война. В каждом роде есть те, кто воевал, трудился для Победы, отдал свою жизнь. С каждым годом ветеранов все меньше. У меня самого в прошлом году скончался дядя-фронтовик. Мой дед геройски погиб, уничтожив 11 фашистов. Таких историй много. Всех героев мы должны поминать.
Но есть одна история, история песни, которая тронула меня до слез. О ней прочел недавно. Речь о песне “Журавли”, исполненной Марком Бернесом. Она посвящена реальной истории североосетинской семьи Газдановых из села Дзуарикау.
У родителей было семеро сыновей, которые уходили один за другим на фронт. После третьей похоронки сердце матери не выдержало. Она умерла от горя. Последний, седьмой сын, дошел до Берлина, но там погиб. Когда известие об этом пришло в горное село, почтальон отказался нести известие отцу. Тогда старейшины села, собравшись вместе, отправились к нему, чтобы разделить горе несчастного отца. Когда он увидел идущих, обо всём догадался и сердце тоже не выдержало. Он скончался на пороге своего дома. В селе, в память об этой истории, поставили памятник в котором мать провожает семеро сыновей, изображенных в виде журавлей. Однажды памятник увидел известный поэт Расул Гамзатов, который проникся историей и написал стихи. Другой фронтовик, Наум Гребнев, перевёл их на русский язык.
Стихотворение прочел Марк Бернес и попросил композитора Яна Френкеля написать музыку. За месяц до собственной смерти, за один дубль Бернес записал эту песню, последнюю в своей жизни, вложив в нее все чувства, всю боль, которую он, как прошедший войну, испытал. Так родилась удивительная песня, которую знают и любят многие поколения. Эта история, конечно, уникальна. Но вновь напомню, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война. Помня об этом, будем благодарить дедов и прадедов, всех, кто отдал жизнь на полях страшной битвы.
Будем помнить с благодарностью всех, кто погиб, в том числе бойцов 168-й стрелковой дивизии, погребенных здесь, на Валааме. С христианским чувством, с верой в то, что они живы у Бога, будем всегда, всю жизнь свою поминать их! И так должно быть “в род и род”! Христос Воскресе!
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле...
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473633