Встреча была посвящена знаменному распеву, появившемуся на Руси вместе с её крещением, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Знаменное пение несомненно берет свое начало из древней византийской богослужебной практики и постепенно, приобретает на Руси свои уникальные национально-культурные особенности. В то время как другие распевы появлялись и сходили на нет, знаменный распев существовал на протяжении всей истории русского богослужебного пения и продолжает существовать в наши дни. Одним из таких мест сохранения древней певческой традиции, является Валаамский монастырь, где уже в течении 30 лет после восстановления используется малый и большой знаменные распевы, с некоторыми Валаамскими особенностями.
По ходу истории знаменное пение в Русских церквях постепенно вытеснялось многоголосным, торжественным и красивым партесным хоровым пением, которое, на мой взгляд, больше обращено чувствам и эмоциям молящихся, а не к сердцу и разуму.
Как уже было сказано: знаменное пение, уходит к древнерусской и византийской богослужебной традиции. Своё название одноголосный молитвенный распев получил исторически, так как в Древней Руси он записывался особыми символами – знаками (знаменами, по старо-славянски) или крюками. Знаменный распев звучит строго и бесстрастно со свойственным только ему плавным переходом из одного лада в другой; характеризуется чётко оформленным ритмом и завершённостью построения.
В Валаамской обители знаменный распев первоначально возрождал знаменитый иеродиакон Герман (Рябцев), нынешний регент Московского подворья монастыря. Он же был и первым регентом на Валааме. Сейчас в братском хоре Валаамского монастыря около 20 основных певчих высокого уровня. Руководит хором иеромонах Давид, а постановкой вокала уже более 10 лет занимается профессиональная оперная певица, в прошлом солистка Мариинского театра, Алла Александровна Платонова (её сестра Инна Александровна занимается постановкой вокала у братии Соловецкого монастыря). Помимо вокала, сольфеджио и разнообразной теории, обучение особенностям исполнения знаменных песнопений происходит опытно, — путём преемственности от бывалых клиросных монахов к молодому поколению валаамской певческой братии. Имеются многочисленные старые нотные сборники, рукописные записи, многие из которых входят в «Обиход Валаамского монастыря», изданный в 1909 году, актуальный и в наши дни.
Помимо интересного рассказа Николая Белавинского присутствующие слушали вживую распев в исполнении Ренаты Галеевой, певчей в хоре храма Спаса Нерукотворного, что находится в самом центре Санкт-Петербурга по адресу Конюшенная пл., д.1. Рената рассказывала о музыкальных традициях городских храмов, преимущественно отличающихся от валаамской монастырской музыкальной культуры господством многоголосного пения, основанного на опыте переложения песнопений современной греческой традиции на церковнославянский язык, с включением авторских композиций.
Рената также принадлежит к дружной семье валаамских экскурсоводов и в летний сезон проводит увлекательные экскурсии по острову Валаам.
Гости мероприятия прослушали в записи молитвы, знаменный распев, песнопения Хора Валаамского монастыря. Особенно впечатлило звучание молитвы «Отче наш…».
Участники беседы с удовольствием погрузились в разнообразный мир звуков Валаама, наполненный не только птичьим радостным пением в тёплое время года, шорохом ветвей и листвы валаамского леса, шелестом волн бурной Ладоги, спокойной тишиной в дни редкого штиля, но и, в первую очередь, молитвами насельников монастыря, чудесным молитвенным пением братского хора и торжественным эмоциональным певческим вокалом Праздничного хора, в летнее время радующим паломников и туристов своими выступлениями на Певческом поле.
Тема встречи вызвала у слушателей массу вопросов и по музыкальному многообразию Валаамской культуры, и по истории Валаамского монастыря.
В заключении посетители познакомились с книжной выставкой «Свет Валаама», экспонирующейся в читальном зале. Книги, связанные с Валаамским монастырём, регулярно передавались Николаем в дар библиотеке, поддерживая многолетнюю практику при проведении валаамских встреч в библиотеках Санкт-Петербурга. Среди книг можно было увидеть номер газеты "Свет Валаама", посвящённый отцу Мефодию.
Очередная встреча «Валаамских бесед» состоится 20 марта в 15:00. Она носит название «Флора и фауна Валаамского архипелага». Николай в шутку говорит: «Можно сказать, что животные и птицы тоже являются насельниками монастыря и несут свои послушания, ведомые только Богу. Услышишь птицу и остановишь ход своих мыслей, а гладя кота, воспитываешь заботу о ближнем. Они радуют глаз и слух человека, заставляя самые лучшие черты просыпаться из глубин души.
Природа Валаама вдохновляла многих людей в разные времена и сейчас она не оставляет гостей острова равнодушными. В книге отзывов есть стихотворение Валаамского трудника Ивана Комарова, с которым Николай познакомился в монастыре во время своей последней Рождественской поездки:
Карелии Духовная Столица -
Ты остров мой любимый - Валаам,
К тебе всегда душа моя стремится
И лишь тебе всю славу я воздам.
Гранитная порода над водою
Возвысила тебя на всё века
К тебе под час огромною толпою
Стекается народная река.
Обитель, Православная Святыня,
Для душ людских благословенный рай,
Лишь здесь я понял, что в миру творится,
И без тебя мне в жизни "край".
Так и гости проекта «Валаамские беседы» всё глубже и глубже погружаются в мир Валаама, постепенно сближаясь с монастырём и влюбляясь в этот остров.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481191